Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

2) через посредников.

Независимо от формы размещения ценных бумаг — путем прямого обращения к инвесторам или через посредника — подготовка нового выпуска всегда включает ряд этапов.

I. Регистрация выпуска специально уполномоченным для этого пра­вительственным органом. Она производится на основе заявления на регистрацию, характеризующего все основные условия выпуска.

II. Период остывания. В течение этого периода проводится проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации предварительных проспектов эмиссии.

III. Этап предэмиссионного совещания, на котором выверяется заяв­ление о регистрации и определяется окончательный проспект эмиссии. Если выпуск размещается через посредников, обсуждаются окончатель­ные условия контракта между эмитентом и банком.

IV. Период непосредственной реализации новых выпусков.

Акции и другие ценные бумаги акционерное общество может размещать посред­ством открытой и закрытой подписки. При этом закрытое общество может использовать только способ закрытой подписки, а открытое акционерное общество самостоятельно определяет способ размещения своих акций.

Обязательным условием размещения ценных бумаг на рынке РФ является регистрация их выпуска. В тех случаях, когда ценные бумаги размещаются в форме открытой подписки или число владельцев закры­того общества более 500, а общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, наряду с регистрацией выпуска ценных бумаг необходима регистрация проспекта эмиссии. Каждому выпуску ценных бумаг присваивается свой регистрационный номер. К выпуску и обращению на территории РФ допускаются только акции, прошедшие государственную регистрацию.

В соответствии с Законами «Об акционерных обществах» (от 24 ноября 1995 г.) и «О рынке ценных бумаг» (от 22 апреля 1996 г.) эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, производя­щие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность оз­накомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки этих бумаг и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодической печати.

Эмитент и профессионалы рынка обязаны обеспечить первым вла­дельцам акций равные ценовые условия для приобретения акций. Реализация акций должна осуществляться по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Только учредителям акционерного общества при его учреждении разрешается оплата акций по номиналу.

В целях защиты интересов инвесторов выборочно проверяются пред­ставляемые в проспектах эмиссий сведения. В случаях, когда эмитенты указывают в проспектах эмиссии недостоверные или неполные сведения, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законо­дательства, выпуски ценных бумаг объявляются несостоявшимися и эми­тентам отказывается в их регистрации.

После того, как акционерное общество представило все документы, необходимые для регистрации выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии, в соответствующий регистрирующий орган, эмитент при­ступает к подписке на акции. В практике нашей страны в качестве подписки используются подписные листы, где содержится информация о покупателе и определено количество приобретаемых им акций. Под­писные листы остаются у эмитента для определения степени заин­тересованности инвесторов в приобретении его ценных бумаг. От­рывные талоны (купоны) подписных листов передаются подписчикам и после регистрации выпуска и полной оплаты купона обмениваются на акции.

Когда размещение происходит с помощью посреднической фирмы, между эмитентом и фирмой возможны два варианта взаимоотношений. В первом случае фирма-посредник принимает ценные бумаги на комис­сию и тогда ее роль сводится к тому, чтобы приложить максимум усилий для продажи ценных бумаг. Риск остается на компании-эмитенте, выпускающей акции, а фирма-посредник получает комиссионное вознагражде­ние за реализованное количество акций. Во втором варианте посред­ническая фирма проводит операции по размещению ценных бумаг за свой счет. Она выкупает у эмитента весь объем выпускаемых акций по одной цене и перепродает в розницу инвесторам по другой, немного превышающей первоначальную. При этом фирма, выкупающая акции у эмитента и берущая на себя риск, связанный с их реализацией, стано­вится андеррайтером.

Российское законодательство предусматривает так же возможность первич­ного размещения акций и посредством эмиссионного синдиката путем публичного объявления о подписке на ценные бумаги с аукциона на основе конкурса заявок; путем размещения бумаг через организованный фондовый рывок (биржу). Эмиссионный синдикат формируется после того, как определен порядок размещения ценных бумаг, и главной целью его создания является распределение ответственности по размещению ценных бумаг на несколько посреднических фирм, а также проведение первоначального предложения в максимально короткие сроки. В зависи­мости от принятых на себя функций члены эмиссионного синдиката делятся на фирму-менеджера, андеррайтера и торговых агентов. Вся деятельность участников эмиссионного синдиката направлена на содей­ствие успешному первоначальному публичному предложению ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг предполагает обязательное сущест­вование вторичного рынка. Более того, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически нево­зможно.

Вторичный рынок — рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и ин­весторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продаже ценных бумаг. Купить подешевле и продать подороже — основной мотив их деятельности.

Вторичный рынок обязательно несет элемент спекуляции. Поскольку цель деятельности на нем — доход в виде курсовой разницы, а курсовая стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, по­стольку существует множество способов воздействия на курс ценных бумаг в желаемом направлении. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое все­гда имеет одно направление — от мелких собственников к крупным.

Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предпри­ятий, где имеется его излишек. Механизм такого движения сводится к следующему: растет спрос на определенные товары, услуги, возрастают их цены, растут прибыли от их производства и в эти отрасли устремля­ются капиталы, высвобождающиеся из тех отраслей производства, на продукцию которых спрос сокращается и которые становятся менее прибыльными.

Таким образом, вторичный рынок, в отличие от первичного, не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. Поскольку целью биржевых спекулянтов является получение мак­симального дохода в виде курсовой разницы, то они продают ценные бумаги предприятий, исчерпавших свои возможности роста прибыли, и покупают ценные бумаги перспективных предприятий и отраслей хо­зяйства.

В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоян­ную структурную перестройку экономики в целях повышения ее рыноч­ной эффективности и выступает столь же необходимым для существова­ния рынка ценных бумаг, как и первичный рынок.

Однако роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их ре­ализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала — временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть использованы толь­ко в соответствии с основными принципами кредита.

Вторичный рынок ценных бумаг, концентрируя спрос и предложение обращающихся ценных бумаг, формирует равновесный курс, по которому продавцы согласны продать, а покупатели — купить ценные бумаги, что необходимо при перераспределении ссудного капитала меж­ду отраслями и сферами экономики, между хозяйствующими субъек­тами.

Возможность перепродажи — важный фактор, учитываемый инвесто­ром при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторич­ного рынка становится сбалансированность рынка ценных бумаг и обес­печение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначитель­ным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников продажи и возможность оператив­ной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.

Вторичный рынок служит неотъемлемой составной частью всякого сколько-нибудь развитого рынка ценных бумаг. Следует, однако, учиты­вать, что сберегательные облигации, именные акции, проданные рабо­тникам данного предприятия, не обращаются на вторичном рынке. Они реализуются через механизм перерегистрации прав их владельцев в депо­зитариях, коммерческих банках либо самих акционерных обществах.

По уровню ликвидности рынок России далеко уступает рынкам раз­витых стран. В России ликвидными являются рынок государственных ценных бумаг, имеющий соответствующую инфраструктуру.

Существуют две основные организационные разновидности вторич­ных рынков ценных бумаг: организованный — биржевой и неорганизо­ванный — внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.