Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдавае­мого Федеральной службой по рынку ценных бумаг. Условием функци­онирования организации служит выполнение ею и ее членами всех феде­ральных законов. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в Федеральную службу отчеты о своей деятельности и другую информацию.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исклю­чительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной службы по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятель­ности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществ­ляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, контролировать со­блюдение ими принятых саморегулируемой организацией правил и стан­дартов профессиональной деятельности и операции с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы подготовки специалистов рынка ценных бумаг.

К саморегулируемой организации предъявляются требования по со­блюдению правил, ограничивающих манипулирование ценами, ведению документации, учету и отчетности в соответствии с принятыми стандар­тами выполнению всех обязательств по отношению к клиентам.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает отзыв разрешения на деятельность саморегулируемой организации в случае установления Федеральной службой нарушений законодательства Рос­сийской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установ­ленных Федеральной службой, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомен­дательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, кли­ентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).

Саморегулируемые организации призваны сделать российский рынок ценных бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российских и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рынка ценных бумаг могут только профессионалы. Там,  где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений.

Саморегулируемые организации свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).

Однако появление саморегулируемых организаций не всегда оказыва­ет позитивное воздействие на рынок ценных бумаг. Разные группы профессионалов стремятся создать собственные саморегулируемые ор­ганизации. Цель — усилить группу за счет дополнительного арсенала средств общественной организации (предоставляемых ей льгот), расши­рить возможности в получении информации. Существуют и недостатки создания большого количества некоммерческих организаций: конкурен­ция между ними, ослабляющая самоорганизацию рынка: борьба лоб­бистов; появление сепаратистских тенденций на национальном рынке ценных бумаг.

 

 

 

3.2 Государственное регулирование

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государ­ством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:

• разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

• концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;

• установлению «правил игры» для участников рынка;

• контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;

• созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;

• формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

• предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, ва­лютного);

• недопущению чрезмерного развития рынка государственных цен­ных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:

• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидер­ланды, Португалия);

• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);

• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная служба по финансовым рынкам,

 Министерство финансов РФ,

Центральный банк РФ,

Комитет по управлению государственным имуществом РФ,

Антимонопольный комитет РФ,

Государственная налоговая инспекция,

Министерство юстиции РФ.

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регист­рация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

·        законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой ос­новы (Федеральное Собрание);

·        постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);

·        меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов РФ, Цент­ральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществ­ляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государст­венному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.) и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а также Федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и  федеральный закон "Об инвестиционных фондах" ( от 7апреля 2006г).Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ос­новные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению.

Руководитель Федеральной службы по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной службы обширны. Главными из них являются:

  • разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • определение обязательных требований к порядку ведения реестра;
  • установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • определение стандартов деятельности инвестиционных, негосудар­ственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением требований законодательства Российс­кой Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
  • создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;
  • проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Свои функции Федеральная служба выполняет в соответствии с ре­альным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Мини­стерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постанов­ления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной службе. Постановления Федеральной службы могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.