Саморегулируемая организация учреждается не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выдаваемого Федеральной службой по рынку ценных бумаг. Условием функционирования организации служит выполнение ею и ее членами всех федеральных законов. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в Федеральную службу отчеты о своей деятельности и другую информацию.
Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.
Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями Федеральной службы по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Она вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, контролировать соблюдение ими принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов профессиональной деятельности и операции с ценными бумагами, разрабатывать учебные программы и планы подготовки специалистов рынка ценных бумаг.
К саморегулируемой организации предъявляются требования по соблюдению правил, ограничивающих манипулирование ценами, ведению документации, учету и отчетности в соответствии с принятыми стандартами выполнению всех обязательств по отношению к клиентам.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает отзыв разрешения на деятельность саморегулируемой организации в случае установления Федеральной службой нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной службой, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.
В России роль саморегулируемых организаций менялась на разных этапах развития рынка ценных бумаг. На этапе зарождения рынка они занимались профессиональным образованием, обменом опытом работы, лоббированием на разных уровнях власти. Решения их носили рекомендательный характер. Когда саморегулируемые организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, клиентов, вопросами этики. Решения их приобрели обязательный характер (отказ от их выполнения означал исключение из организации).
Саморегулируемые организации призваны сделать российский рынок ценных бумаг цивилизованным, укрепить доверие к нему российских и иностранных инвесторов. Разобраться в сложных условиях рынка ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений.
Саморегулируемые организации свои предписания дают на основе соглашения со своими членами, а не на законодательной базе. Санкции их более строгие и действенные, чем санкции государства (в частности, бойкот фирмы-нарушителя, который ведет к ее разорению).
Однако появление саморегулируемых организаций не всегда оказывает позитивное воздействие на рынок ценных бумаг. Разные группы профессионалов стремятся создать собственные саморегулируемые организации. Цель — усилить группу за счет дополнительного арсенала средств общественной организации (предоставляемых ей льгот), расширить возможности в получении информации. Существуют и недостатки создания большого количества некоммерческих организаций: конкуренция между ними, ослабляющая самоорганизацию рынка: борьба лоббистов; появление сепаратистских тенденций на национальном рынке ценных бумаг.
3.2 Государственное регулирование
Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:
• разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;
• концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;
• установлению «правил игры» для участников рынка;
• контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;
• созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;
• формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;
• предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);
• недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.
В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:
• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Министерство финансов РФ,
Центральный банк РФ,
Комитет по управлению государственным имуществом РФ,
Антимонопольный комитет РФ,
Государственная налоговая инспекция,
Министерство юстиции РФ.
Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.
Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямого вмешательства относятся:
· законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
· постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
· меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.) и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а также Федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и федеральный закон "Об инвестиционных фондах" ( от 7апреля 2006г).Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению.
Руководитель Федеральной службы по должности соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ.
Функции Федеральной службы обширны. Главными из них являются:
Свои функции Федеральная служба выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной службе. Постановления Федеральной службы могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25