Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94% государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реаль­ного состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и за­лог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правитель­ство с учетом огосударствления экономики приняло решение о лик­видации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930—1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8—10% до 3—4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929— 1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государствен­ных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правитель­ствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отрас­лей. С достижением цели совместные акционерные общества были лик­видированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношени­ях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капитали­стическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обра­щение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных ис­точников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945— 1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного пери­ода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, умень­шились платежи по займам.

С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и раз­вития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951—1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госу­дарственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйствен­ного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

 

1.6.3 Возрождение рынка ценных бумаг в Российской Федерации

 

В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необ­ходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулиро­вания и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий — акци­онерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

·        небольшими объемами и неликвидностью;

·        "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

·        неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и      информационной инфраструктуры;

·        раздробленной системой государственного регулирования;

·        отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка       ценных бумаг;

·        высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

·        значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой   учреждения нежизнеспособных компаний;

·        крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными   качествами ценных бумаг;

·        отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о       состоянии фондового рынка;

·        инвестиционным кризисом;

·        отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное       доверие инвестиционных институтов;

·        агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой       этики;

·        высокой долей спекулятивного оборота;

·        расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса       государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные       бумаги.

 

 Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский       фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной       приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро  расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов  за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения  технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

 Основными событиями на российском рынке капиталов во второй половине      1996-1997 гг. явились:

·        падение процентных ставок (в том числе - по внутренним государственным облигациям), явившееся естественным следствием жесткой денежной политики

·        правительства и снижения инфляции;

·        получение Россией международного кредитного рейтинга, выход России и российских регионов на международный рынок долговых обязательств;

·        резкий рост российского рынка акций, сделавший Россию в последние полтора года самым быстрорастущим развивающимся рынком капиталов в мире;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.