2. Брокерские и дилерские операции с определенными видами ценных бумаг не должны совмещаться с ведением по поручению эмитента реестра владельцев этих ценных бумаг. В противном случае инвестиционный банк неизбежно превратится в своего рода монополиста и может вынудить других брокеров платить ему комиссионные при совершении любых операций с этими бумагами, активно манипулировать составом акционеров по сговору как с эмитентом, так и с владельцем контрольного пакета акций, а также совершать на рынке незаконные операции с чужими акциями от собственного лица (поскольку любое лицо, выполняющее функции держателя реестра, может взять акции под свой контроль без получения каких-либо специальных разрешений). Кроме того, по правилам Центрального банка РФ деятельность в качестве держателя реестра не отражается в бухгалтерской отчетности. Таким образом, в случае, если инвестиционный банк будет вести реестры многих компаний, реальный объем капиталов, доступных банку, окажется вне контроля.
3. Общий размер выдаваемых инвестиционным банком кредитов под обеспечение в виде ценных бумаг должен быть ограничен. Разрушительное воздействие экономического кризиса 1929 г. в США резко усилилось вследствие широкого использования такого рода кредитов. При невозвратности кредита убытки банка компенсируются путем реализации залога. Вследствие того что во время биржевого краха в США заложенные ценные бумаги резко упали в цене, полный возврат кредитов стал невозможен. Ценные бумаги покупались в кредит и использовались как обеспечение нового кредита, и в результате образовался порочный круг невыполнения кредитных обязательств, что и привело к одному из самых сильных в истории финансовых крахов.
Из всех видов услуг, традиционно предоставляемых в мире инвестиционными банкирами, в России наиболее активно осваиваются следующие:
1. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, включающее оценку потенциальной эффективности и реализуемости проектов, разработку инвестиционных программ и подготовку проектной документации в соответствии с международными стандартами.
2. Формирование оптимальных эмиссионных портфелей (разработка программ привлечения инвестиций предприятиями, выбор инструментов привлечения денежных ресурсов, разработка планов-графиков эмиссии долговых и долевых ценных бумаг с обоснованием оптимального соотношения между ними, оценка возможности привлечения денежных средств в различных регионах и обоснование рационального уровня доходности по эмитируемым ценным бумагам).
3. Формирование оптимальных индивидуальных портфелей ценных бумаг для крупных инвесторов на основе анализа текущего состояния финансового рынка и построение целевых функций инвестирования на заданную дату. Иногда этот вид услуг дополняется трастом (текущим управлением инвестиционными портфелями по договоренности).
4. Андеррайтинг (размещение ценных бумаг эмитентов на рынке). В российском варианте андеррайтинг, как правило, осуществляется по принципу комиссионной торговли акциями, при котором андеррашер обязывается приложить максимум усилий для продажи акций, но не берет на себя твердых обязательств по размещению.
5. Консультирование по вопросам инвестирования - подбор предприятиям зарубежного инвестора, подбор инвесторам объектов инвестирования.
6. Брокерские услуги (совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера), а также дилерские услуги (совершение сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет путем котировки ценных бумаг).
Однако уже сегодня существуют две сложные проблемы, решение которых было бы наиболее эффективным с участием инвестиционных банков.
Первая проблема — реструктурирование долгов предприятий. В мировой практике давно используется приемлемая для всех схема, важнейшим участником которой является инвестиционный банк. Он скупает у банков-кредиторов долговые обязательства предприятия с большой скидкой, выпускает под них новые акции предприятия и размещает их на рынке. Благодаря реструктурированию долгов стоимость предприятия повышается, и оно получает возможность развиваться дальше. Одновременно растет и курс его акций, за счет чего получает свою прибыль инвестиционный банк. В данном случае государству не нужно отвлекать бюджетные средства на санацию предприятий, ему достаточно принять специальные меры фискальной политики для стимулирования описанного выше процесса.
Вторая проблема — создание региональных рынков ценных бумаг, в частности муниципальных. Основой для этого является муниципальная собственность, которой передаются жилой и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, городской транспорт, торговля, складские помещения и др. Содержание, обслуживание и развитие объектов собственности требует значительных материальных и финансовых средств. Эти проблемы могут быть решены только с помощью новой инвестиционно-банковской системы — муниципальных банков, наделенных специальными правами и полномочиями.
Муниципальный банк как новый инвестиционный институт способен осуществлять:
• эмиссию облигаций городского займа, обеспеченного муниципальной собственностью;
• реализацию городских программ через банк, которые гарантируются муниципальными властями;
• предоставление акционерам и вкладчикам банка определенных льгот (снижение муниципальных налогов, приоритетные права на приватизацию муниципального имущества, на получение земли под застройки и т.п.);
• ипотечные операции (предоставление кредитов под залог земли и другой недвижимости).
Самые объемные по количеству и наиболее качественные операции инвестиционного банка выполняет в настоящее время Банк России. Этот банк не только осуществляет основные функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг, но и одновременно служит профессиональным участником рынка, активно ведущим операции с разными видами ценных бумаг.
Банк России является агентом правительства по размещению государственных займов, т.е. по обслуживанию первичного рынка ценных бумаг. Банк, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, в то же время становится их дилером. Он же создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению правительства. Будучи специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с фондовыми ценностями. Банк России выполняет функции крупнейшего в стране депозитария, клирингового и расчетного центров. Он осуществляет расчеты по выплате процентов и погашению государственных долговых обязательств. Все операции банка с ценными бумагами можно рассматривать как инструменты определенной государственной кредитно-финансовой политики, связанной, например, с необходимостью сокращения бюджетного дефицита.
Центральный банк РФ впервые ввел в практику операции на вторичном рынке ценных бумаг. Скупая на рынке ценные бумаги, он эмитирует в обращение дополнительные денежные средства, и, наоборот, выбрасывая на рынок ранее приобретенные им ценные бумаги, пытается сократить объем денежной массы. Основным объектом операций Банка России на открытом рынке являются государственные ценные бумаги. Ключевую роль на данном рынке играет сегмент государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Рынок таких облигаций возник в 1993 г. как совместный пилотный проект Центрального банка РФ Министерства финансов РФ, Московской межбанковской валютной биржи. В 1994 г. этот рынок перешел к становлению своего нового сектора — рынка государственных ценных бумаг, т.е. к обслуживанию внутреннего долга государства.
3 Регулирование рынка ценных бумаг
3.1 Саморегулирование рынка
В функционировании рынка ценных бумаг важное значение имеет его саморегулирование, в котором особую роль играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельностью всех участников биржевой торговли.
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг называется их добровольное объединение, действующее в соответствии с федеральными законами и на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.
В 1992—1996 гг. в России (в Центральном районе и в других регионах) по инициативе участников рынка пенных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объединения брокеров при крупных эмитентах, территориальные объединения профессионалов фондово-эмиссионных синдикатов и т.п. Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и контролирует их соблюдение.
Закон «О рынке ценных бумаг» наделяет эти организации широкими правами в области получения информации по результатам проверок деятельности их членов, в операциях с ценными бумагами, при соблюдении принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также разработке программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25