Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять лица, которые осуществляли такие функции или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет, а так же лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.
1.6 История рынка ценных бумаг в России
1.6.1 Формирование рынка ценных бумаг в царской России
Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769—1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. Здесь можно выделить три периода.
Первый период — с 1769 г. до конца 50-х гг. XIX в. — время возникновения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.
Второй период — с 60-х гг. XIX в. по 1897 г. — совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»). Этот период считается важнейшим, так как охватывает интенсивное развитие рынка ценных бумаг.
Третий период — с 1897 по 1913 г. (начало первой мировой войны) — соответствует чертам становления «зрелого» рынка ценных бумаг.
В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на вырождающемся финансовом рынке выступали государственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными источниками покрытия чрезвычайных расходов государства служили заимствование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительства искать новые источники финансирования. В 1769 г. впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов путем заключения соглашения с посредниками-банкирами, как правило, голландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков и доверие иностранных инвесторов к России.
Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита оставался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обращение вредило торговле и кредиту. Внутренний государственный кредит в подобной форме не способствовал стабилизации экономики. Правительство по «Плану финансов», предложенному Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств — облигаций долгосрочного государственного займа для трансформации части текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций.
В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмиссии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для погашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями — первый внутренний государственный займ России. Займ был реализован лишь на 3,2 млн руб.[5] Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свободных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.
После войны с Наполеоном вновь была поставлена цель сократить текущий долг по выпущенным ассигнациям. Эта задача была возложена на Комиссию погашения долга. Последняя для достижения цели выпустила ряд облигационных займов — бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних[6]
До проведения первой денежной реформы (1839—1841 гг.) правительство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: «краткосрочные казначейские обязательства» (первый выпуск — в 1812г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций.
В результате реформы 1839—1843 гг. была установлена система серебряного монометаллизма с обращением кредитных билетов — новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассигнации.
Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмиссии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпускало кредитные билеты и билеты казначейства. В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. «Серебряное обращение» перестало существовать.
Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень развития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и увеличения золотого запаса появилась возможность провести новую денежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена «Золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% — коммерческими векселями.
В период подготовки и проведения денежной реформы был выпущен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские билеты и казначейские билеты (первый выпуск — в 1860 г.). Они были подобны предыдущим билетам казначейства. Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министерство финансов.
В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные ренты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму Государственных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.
В истории ценных бумаг России видное место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой инструмент инвестиционной политики правительства.
Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора выступало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорожных облигаций.
Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Александра II началось применение системы железнодорожных гарантий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходности капитала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.
До начала 80-х гг. частные предприятия, особенно иностранные, владели половиной акций и 3/4 облигаций российских железных дорог. Почти все железнодорожные ценные бумаги — правительственные и гарантированные правительством — выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. Это демонстрировало высокий экономический потенциал и престиж России после отмены крепостного права и имело большое значение для формирования национального фондового рынка.
По мере развития экономики, расширения сети железных дорог и в связи с понижением ставок на рынках Европы правительство предприняло новый шаг: выкуп частных железных дорог в свою собственность. Масштабная национализация железных дорог происходила в 1889—1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг (железнодорожных и др.).
С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы на нарицательную стоимость 2644 млн руб., в частности путем выпуска новых правительственных облигаций на сумму 294 млн руб.[6] В результате государственный долг сократился. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных государству условиях. Подавляющая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4%-ные ренты (несколько серий).
В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось «железнодорожное чудо» (протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США).
Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25