Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава. В XVIII—XIX вв. он неоднок­ратно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексель­ный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностран­ным образцам. По мере развития банковской системы России расширя­лось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета.

Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась утвер­ждением капиталистических отношений как в промышленности, сель­ском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн руб.; в том числе 35 млн руб. — в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы до 840 млн руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительствен­ную гарантию и относились к сфере производительного государст­венного кредита.

Во время экономического подъема 90-х гг. XIX в. число акционерных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд руб. Из них на долю 1621 промышленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд руб.

Акционерные общества дореволюционной России занимали ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производи­лось 60% промышленной продукции.

Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в Рос­сии, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных, чем в других странах.

С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государствен­ный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.

В России первая товарная и вексельная биржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было организовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.

К 1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вме­сте с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве. Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827 г.) была незначительна. В связи с неразвитостью капиталистических отношений и ограниченностью спроса на капиталы до 60-х гг. XIX в. большая часть государственных займов обращалась на иностранных биржах. Фон­довые операции в России не имели большого масштаба и строгой организации.

Рынок ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. Тем не менее ГЦБ все еще играли основную роль на российском фондовом рынке. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали как рынок государственного кредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило с участием представительных ор­ганов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой коми­тет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский биржевой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о бир­жевых комитетах и биржевых маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать членов биржевых комитетов на несколько лет. Компетенция биржевых комитетов ограничивалась в основном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. биржевым комитетам было разрешено направлять представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.

В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документации государст­венного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государст­венные займы были занесены в долговую книгу.

Усиление государственного регулирования фондового рынка осущест­влялось в течение 1900—1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.

К началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

В 1901 г. правительство приняло «Правила для Фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже». Эти правила знаменовали собой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последу­ющие годы аналогичные отделы будут созданы и на других биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.

Биржевая реформа включала создание Совета Фондового отдела Санкт-Петербургской биржи. Этот орган управления избирался на три года из числа действительных членов Фондового отдела. Совет осущест­влял надзор за деятельностью Фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления бир­жевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обраще­нию на бирже, рассматривал другие вопросы.

При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела руководствовался «Правилами о допущении бумаг к ко­тировке на Фондовом отделе Санкт-петербургской биржи», утвержден­ными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. Российские законы предусматривали ответственность лиц, выпускающих в обращение цен­ные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-петербургской бирже пуб­ликовались в биржевом бюллетене «Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-петербургской бирже», который выходил на русском и французском языках.

Усиление государственного регулирования фондового рынка прояви­лось и в том, что 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-петербургской бирже». Эти правила повлияли на деятельность других бирж в России.

В годы промышленного подъема (1909—1913 гг.) Санкт-Петербургс-кая биржа превратилась в место торговли главным образом диви­дендными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж — опе­рации с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Мо­сковской бирже размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах — акции местных предприятий и т.д.

Российские биржи выполняли своеобразную функцию, обусловлен­ную отсутствием в стране торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшимся с 1906 г. съездам биржевой торговли и сельского хозяйства биржи получили возможность выявлять и отстаивать коммер­ческие интересы и нужды отечественных предпринимателей.

Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки. Банки выдавали ссуды под ценные бумаги. Все бумаги должны были котироваться на бирже, т.е. по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел огромное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, давая возможность купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не продавать их во время спада цен, а до­жидаться более благоприятной ситуации.

Создавался своеобразный тип «твердого держателя» — владеющих ценными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следстви­ем развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках ог­ромных пакетов акций.

Государственное регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.