Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

 Развитие финансового кризиса 1997—1998 гг. в России прошло в              несколько этапов:

На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 — январь 1998 года) под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на сырье поставило на повестку дня вопрос о                девальвации рубля уже в конце 1997 года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного коридора на  1999—2000 гг. и  об отказе от девальвации, что кроме прочих негативных последствий дало российским банкам и другим             участникам рынка неверные ориентиры. Все эти события неизбежно повлияли на дальнейшее падение цен на акции. В итоге уже в январе 1998 года произошло два серьезных падения котировок российских ценных бумаг, составивших около 30%. Общее падение  индекса РТС с начала октября 1997 года до конца января 1998  года превысило 50,9%. Временная стабилизация ситуации на рынке ГКО-ОФЗ и валютном рынке, произошедшая в феврале – марте 1998 года, оказала благоприятное воздействие и на российский рынок  корпоративных ценных бумаг. На протяжении февраля индекс РТС-1                  обнаружил определенные тенденции к повышению и вырос на 8,87%, а в марте — на  7,02%.

Второй этап финансового кризиса  в России пришелся на конец марта – май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению инвесторами экономического положения России. Ситуация требовала проведения ряда неотложных мер:

  • девальвации рубля (поскольку в I квартале 1998 года был зафиксирован существенный дефицит платежного баланса на фоне низких цен на сырье и низкого уровня золотовалютных резервов Банка России);
  • реструктурирования государственного долга путем  замены дорогих и коротких ГКО-ОФЗ на более дешевые и длинные бумаги  (или, в крайнем случае, перехода к инфляционному погашению   задолженности).

Отсутствие действий в этих направлениях обусловило рост                 пессимистических настроений инвесторов, которые в мае 1998 года вновь начали рассматривать Россию как зону повышенного риска, что и привело к быстрому росту  уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг. В него, в частности, были                   включены  риски неисполнения Минфином России своих обязательств по государственному долгу и риск  девальвации  рубля. Резкое повышение доходности ГКО стало для многих инвесторов серьезным сигналом к уходу с рынка. В июне после снижения кредитных рейтингов России, ряда российских банков и компаний начались массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков и, соответственно, новое                 повышение процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%. Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это резко повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых масштабных интервенций на валютном рынке со стороны Банка                   России.

Размещение в июне 1998 года двух внешних займов (на сумму около 4 млрд. долларов) вследствие высокой цены заимствований послужило только новым  негативным сигналом для инвесторов и снизило котировки других обращающихся европейских фондов. Новое обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг, произошедшее в первой половине июля 1998 года, характеризовалось ростом средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых. В результате 8 июля 1998 года Минфин России  был вынужден отменить аукционы по размещению двух выпусков ГКО                   и дополнительного транша ОФЗ. Теперь погашение ГКО-ОФЗ шло практически только за счет налоговых поступлений. 13 июля 1998 года Правительство Российской Федерации объявило о намерении  предложить держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные                   или долгосрочные облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах, что и было сделано к началу августа, но не изменило ситуацию на рынке.                   Временное улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля  о том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России финансовую помощь в размере 22,6 млрд. долларов. В течение недели средневзвешенная доходность ГКО снизилась до              53%, а индекс РТС-Интерфакс увеличился на 34%. Тем не менее, во второй половине июля начался новый, третий этап финансового кризиса. Предоставление западной помощи без  требования немедленной предварительной девальвации рубля и          реструктуризации банковской системы, усиление налогового пресса на производителя в рамках антикризисного пакета Правительства Российской Федерации привели не к возврату, а к активизации ухода российских и иностранных инвесторов с рынка                 государственных ценных бумаг (что многие рассматривали как  последнюю возможность спасти свои деньги), а также к быстрому расходованию всего первого транша МВФ на поддержку курса рубля  и дальнейшему падению рынка корпоративных ценных бумаг.                   Дополнительной причиной ухудшения ситуации в России в августе 1998 года явилось серьезное обострение банковского кризиса, вызванное падением котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате возникли               дополнительные финансовые требования к российским банкам со стороны нерезидентов. Для до внесения средств банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ценных бумаг с  последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Такие                  действия вызвали новую волну падения цен на ГКО-ОФЗ и акции. Увеличилась доходность государственных обязательств, ускорилось падение рынка корпоративных ценных бумаг. За время, прошедшее с момента выделения стабилизационного кредита МВФ до  17 августа, индекс РТС-Интерфакс упал почти на 30%. В условиях быстрого сокращения валютных резервов Банка России неизбежным, хотя и очень запоздалым выходом из создавшегося положения стала девальвация рубля. Однако другие решения,                  также принятые 17 августа 1998 года, — приостановление обращения ГКО-ОФЗ, незаконное введение трехмесячного моратория  на погашение внешних долгов российских банков и принудительная  реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ — серьезно подорвали                  инвестиционную привлекательность России и поставили в чрезвычайно сложное положение инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и российских эмитентов, привели  к параличу банковской системы, резкому сокращению объемов                   производства и экспортно-импортных операций, ухудшению финансового положения участников рынка и, в целом, ухудшили   общие условия хозяйствования в России.                   В этой ситуации очень быстро произошли драматическое падение объемов торговли корпоративными ценными бумагами (рынок «замерз») и почти полная потеря ими ликвидности.

Последующий период (сентябрь—декабрь 1998 года) можно                   охарактеризовать как период пост кризисной стагнации рынка, вызванной, в частности, тем, что вплоть до конца 1998 года оставались нерешенными принципиально важные вопросы:

·        не была принята окончательная схема реструктуризации                 государственного долга;

·        отсутствовала ясная программа реструктурирования банковского                  сектора;

·         сохранилась общая социально-экономическая неопределенность                   относительно перспектив развития экономики России в 1999 году,                   связанная прежде всего с проблемами бюджета.

 В России, где фондовый рынок только начинает формироваться и объемы биржевой торговли ценными бумагами, эмитированными  негосударственными органами, крайне незначительны, нет еще   каких-либо до конца устоявшихся (помимо закрепленных                 законодательно норм) традиций проведения биржевой торговли структура фондового рынка находится в стадии формирования и  механизм поэтапного прохождения сделок пока четко не отработан, однако на многих биржах уже созданы клиринговые           организации, начали функционировать и депозитарии. Показательным примером может служить деятельность Московской  межбанковской валютной биржи (ММВБ), на которой с мая 1993 года продаются государственные краткосрочные облигации (ГКО).  Все этапы прохождения сделок с этими ценными бумагами организует сама биржа, выполняющая одновременно функции клиринговой организации, депозитария и расчетного центра. [8]

 

1.6.4 Итоги 2005г и первой половины 2006г на российских финансовых рынках

 

В 2005 году и в первые четыре месяца 2006 года на российском фондовом рынке прошла волна повышения котировок, превзошедшая наиболее успешный докризисный 1997 год. Индекс РТС превысил 1700 пунктов, капитализация российского фондового рынка приблизилась к объему ВВП, а основные финансовые соотношения по предприятиям достигли своих аналогов в других крупнейших развивающихся странах, сохраняя при этом дисконты к аналогичным компаниям развитых стран. В то же время,  на облигационном рынке снижение процентных ставок было меньшим, чем в предыдущие два года, ввиду того, что ставки на рынке опустились существенно ниже текущих показателей инфляции. Сохранение процентных ставок на уровне ниже инфляции объяснялось наличием избыточных рублевых ресурсов, обусловленным притоком средств от экспорта подорожавшего сырья, а также спросом со стороны иностранных инвесторов.

При этом несколько замедлился экономический рост, ранее стимулируемый активным ростом добычи в сырьевом секторе, торможение в котором обуславливалось естественными причинами. Инфляция в 2005 году превысила прогнозы и составила 11%. По итогам 2006 года инфляция ожидается на уровне 10 % годовых. Продолжилась тенденция к огосударствлению экономики, начатая годом раньше выкупом «Юганскнефтегаза» государственной компанией «Роснефть». В частности под государственный контроль попали компании «Сибнефть», «Объединенные машиностроительные заводы», «АвтоВАЗ». Заявлен интерес государства к акциям производителя титана «ВСМПО-Ависма». Высокие цены на нефть позволили  продолжить досрочную выплату государственного внешнего долга. Улучшение государственных финансов и рост золотовалютных резервов Банка России до уровня выше 250 млрд. долларов США (то есть почти втрое больше федерального внешнего долга на середину 2006 года) обусловили получение Россией полного набора международных инвестиционных рейтингов, что открыло российский финансовый рынок для дополнительных ресурсов от более консервативных глобальных инвесторов.[8]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.