Интересно и печально сравнение конкурентных возможностей фермеров ЕС и России: первые получают дотацию от государства 800 долларов на каждый гектар пашни, а последние – только 12 долларов, причем их обманным образом лишают последних земельных паев. («АиФ» № 8, 2005г.).
Целью данной квалификационной работы в соответствии с темой и заданием является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. На основании изложенного теоретического материала рассматривается производственно-хозяйственная деятельность ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий». Текстовая часть пояснительной записки квалификационной работы подтверждается диаграммами, таблицами и рисунками по ходу изложения текста и в приложении.
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей. Об этом, как и о конкурентоспособности, кратко описано во введении.
Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей.
Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению.
Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы.
Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара.
Основоположником этого подхода и разработанной на нем теории является знаменитый английский экономист Адам Смит (1723 – 90 гг.). Свое понимание рынка, конкуренции и экономики в целом он изложил в капитальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Этот труд поставил А. Смита на высоту первоклассных мировых ученых и создал ему имя основателя классической школы политической экономики. Названный здесь механизм он определил как «невидимая рука» и предостерегал государство от вмешательства в рыночные отношения. Он, в частности, утверждал, что функционирование рыночного механизма обеспечивается конкуренцией («невидимой рукой»). Он считал, что справедливое вознаграждение за труд обеспечивает возрастание народного благосостояния, поощряет народ к размножению, усиливает трудолюбие, вырабатывает потребность самосовершенствования. Недоплата за труд может компенсироваться различными способами:
· моральным удовлетворением от выполняемой работы;
· доступностью и бесплатностью обучения и медицинского обслуживания;
· сокращением рабочего дня и улучшением условий труда;
· вероятностью достижения успехов на выбранном поприще;
· предоставлением определенных льгот
(так было в нашем отечестве до начала реформ по переходу на «рыночные отношения).
Вмешательство государства в экономику, мешающее естественному экономическому процессу, проявляется в следующем:
· искусственное уменьшение конкуренции в одних областях производства и увеличение ее в других;
· создание препятствий свободному обращению труда и капитала;
· предоставление исключительных привилегий одним и стеснение действий других (введение монополий);
· введение различных запретов и ограничений (беспредельная власть чиновников).
А Смит сформировал следующий вывод: « Всякая монополия – большой враг всякому хорошему делу, которое может упрочиться в стране только тогда, когда всякий найдет защиту собственных интересов в свободной и общей конкуренции».
Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.
Для предприятия конкуренция – это процесс управления своими финансовыми и организационными возможностями с целью одержания победы в борьбе с конкурентами
Конкуренция может быть совершенной или свободной (честной) и несвободной (нечестной). Другие виды конкуренции указаны ниже на рисунке № 1.
Свободная конкуренция в экономике представляет собой экономико – правовой порядок, обеспечивающий максимум свободы личности и предпринимательства, право частной собственности и равноправие всех производителей товаров и услуг. Она гарантируется государством.
Несвободная (нечестная) конкуренция характеризуется тем, что победитель в конкурентной борьбе добивается своего успеха нарушением норм и правил поведения, присущих свободному рынку, совершением различных аморальных и криминальных действий.
В реальной жизни конкуренция проявляется в обоих названных видах в различных отношениях; величина этих отношений зависит от конкретных условий, действующих в стране и в мире.
Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность товара (услуги) является его важнейшей характеристикой и обуславливается рядом факторов, о которых будет дано изложение в следующем подразделе квалификационной работы.
Конкурентоспособностью (КС) организации (производителя товаров и услуг) называют ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать прибыль, достаточную для стимулирования работников и научно – технического совершенствования производства. Ею определяется авторитет и престижность организации. Ключевыми характеристиками КС организации считаются:
· платежеспособность;
· прибыльность;
· стратегия управления;
· адаптация, т.е. свойство приспосабливаемости к условиям внешней среды;
· финансовая и управленческая прозрачность;
· управляемость бизнеса;
· инвестиционная привлекательность, т.е. способность осваивать технические и социальные новшества.
Конкуренция является главным рычагом экономического роста организации, а КС – определяющим фактором успеха в конкурентной борьбе.
Классификацию конкуренции можно представить следующей схемой (рисунок № 1).
по видам
по степени интенсивности интенсивности
по форме
привлекательная
функциональная
общая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15