Наименование
2006
2007
2008
Динами
ка
(в разах)
Сельское хозяйство
18857,7
23749,8
22326,8
1,2
Промышленность
208340,3
249838,6
282862,1
1,3
Строительство
11161,1
10688,8
16029,2
1,4
Торговля
50153,0
65224,9
95383,7
2,2
Транспорт и связь
43229,0
53012,4
65164,9
1,6
Прочие услуги
47484,1
60860,5
90775,3
2
Всего
379226,6
463375,0
572542,0
1,5
Примечание: составлено на основе: Статистического сборника: Регионы Казахстана
Как видно из таблицы 4, в социально-экономическом развитии региона произошли позитивные тенденции. С 2006 по 2008 годы, сельское хозяйство увеличилось в 1,2 раза, строительство в 1,4 раза, торговля в 2,2 раза, промышленность в 1,3 раза, за анализируемый период достигнут заметный прирост ВРП (валовой региональный продукт) в 1,5 раз (почти на 20 млн. тенге). В рамках социально-экономического развития региона данный факт характеризуется созданием новых рабочих мест, а значит с развитием производства (рисунок 7) [18].
Несмотря на проводимые в последние годы в республики экономические реформы, призванные создать нормальные, стабильные финансовые условия для производственного сектора экономики и улучшения благосостояние населения, все больше стали проявляться тенденция усиления неравномерности в социально-экономическом развитии регионов, которая с каждым годом приобретала все более устойчивый характер. Неравномерность социально- экономического развития регионов и распределение доходов между ними становится вполне реальным и очень серьезным фактором усиления социальной напряженности.
Бюджетная система области включает два самостоятельных, но и тесно взаимодействующих уровня: областной и местные (бюджеты районов и городов). Взаимодействие этих двух уровней в рамках бюджетного процесса базируется на соблюдении следующих основных принципов составления и исполнения бюджетов: полноты бюджета, реальности бюджета, гласности бюджета, самостоятельности. Бюджетная политика органов местного государственного управления базируется на бюджетной политике Республики Казахстан, а также на налоговой и ценовой политиках Правительства Республики Казахстан. Она направлена на достижение максимальной обеспеченности органов власти Карагандинского региона необходимыми бюджетными ресурсами, создание условий устойчивого социально-экономического развития региона [2].
Для выявления особенностей формирования расходных функций областного бюджета, далее следует, рассмотрение и сравнение изменений в структуре расходов областного бюджета Карагандинской области. Динамика структуры расходов областного бюджета за период с 2006-2008 годы, (таблица 5,6). Данные таблицы 5 за период с 2006 по 2008 годы показывает, что за последние 3 года в структуре расходов областного бюджета Карагандинской области практически все статьи подвержены изменениям.
Таблица 5. Структура расходов областного бюджета Карагандинской области за 2006 - 2008 годы,(%)
Изменение
структуры
2008г. к 2006г.
(-), (+)
Расходы
100
Государственные услуги общего характера
4,6
4,2
-0,4
Оборона
2,3
0,3
0,4
-1,9
Общественный порядок и безопасность
6,5
6,0
5,7
-0,8
Образование
33,7
34,6
31,9
-1,8
Здравоохранение
23,5
27,1
27,9
+4,4
Социальное обеспечение и социальная помощь
9,9
5,4
-4,5
Жилищно-коммунальное хозяйство
5,6
8,1
7,3
+1,7
Культура и спорт
4,9
5,2
+0,8
Сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство, охота и охрана природы
1
2,6
+1,4
Промышленность, строительство и недропользование
-
0,9
+0,5
6
+0,4
-0,2
Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан
За анализируемые периоды наблюдается незначительное уменьшение доли расходов по таким функциональным группам, как государственные услуги общего характера на .0,4%, оборона на 1,9%, общественный порядок и безопасность на 0,8%, образование на 1,8%, социальное обеспечение и социальная помощь на 4,5%. Снижение доли этих расходов в общем объеме затрат областного бюджета связано с тем, что расходные функции и полномочия переданы на местный уровень, что является следствием децентрализации.
В тоже время мы наблюдаем, незначительное увеличение доли расходов на областном уровне, направленных на финансирование образование в 1,4 раза, здравоохранения в 1,7 раза, жилищно-коммунальное хозяйство в 1,9 раз, культура и спорт в 1,7 раз, сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство,
охота и охрана природы в 2,9 раз, промышленность, строительство и недропользование в 2,6 раз и др.
Таблица 6. Динамика структуры расходов областного бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы
Наименование статей
Динамика (в разах)
40715
48902
59551
1864
2064
2516
923
163
205
0,2
2646
2924
3418
13691
16919
18948
9562
13239
16583
1,7
Социальная помощь и социальное обеспечение
4047
3201
3236
0,7
2277
3960
4319
1,9
1983
2563
3411
525
496
1497
2,9
201
541
2242
2723
3572
928
470
1180
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21