Рефераты. Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

Бюджетные компенсации - средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов и дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями органа власти [4, с. 77].

Определение термина «межбюджетные отношения» трактуется в разных источниках по-разному.

Профессор Родионова В.М., характеризует «межбюджетные отношения как отношения между органами власти разного уровня, возникающие в связи с разграничением на постоянной основе доходов между звеньями бюджетной системы, передачей расходных полномочий и доходных источников и оказанием финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий».

Иначе, под межбюджетными отношениями в самом общем виде понимаются:

- распределение расходов, предполагающее разделение и правовое закрепление между республиканскими и местными уровнями ответственности за выполнение отдельных социальных и экономических функций;

- обоснование величины расходов, адекватное закрепленным за каждым уровнем бюджетной системы полномочиям;

- распределение доходов, предусматривающее определение и правовое закрепление источников доходов бюджетов всех уровней;

- формы поддержки регионов, подразумевающие определение и правовое закрепление критериев организации межбюджетных финансовых потоков, исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала территорий.

Бежаев О.Г. при исследовании сущности складывающихся межбюджетных отношений, порядка их организации и особенностей делает следующие выводы: в зависимости от уровней бюджетной системы, где формируются межбюджетные отношения, их можно подразделить на межуровневые отношения и отношения между бюджетами одного уровня. А в зависимости от направлений, в рамках которых возникают межбюджетные отношения, их можно представить в виде трех основных блоков с соответствующими подблоками (рисунок 3).

По его мнению, межбюджетные отношения - это экономико-правовые отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти в ходе бюджетного процесса по поводу разграничения на постоянной или долговременной основе расходных полномочий, доходов, поступающих в бюджетную систему страны, определение нормативов закрепления на постоянной и долговременной основе федеральных и региональных налогов, перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие и порядке бюджетного регулирования, возмещения расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов других бюджетов, передачи средств в форме дотаций, субвенций, субсидий, временной финансовой помощи на возвратной платной и бесплатной основе, а также объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и разных территорий одного уровня власти [10, с. 10].


 

















Рисунок 3. Классификация межбюджетных отношений

Однако следует отметить, что в Республике Казахстан согласно Бюджетному кодексу функционируют следующие формы бюджетного регулирования:

- трансферты;

-бюджетные кредиты;

-нормативы распределения доходов [7].

Приведенные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой. Тем не менее, соотношение этих методов, практика их применения и методика расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения зачастую рассматривают весьма узко только на уровне взаимоотношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами в виде распределения и выделения трансфертов (дотаций, субвенций, субсидий) и ссуд. В действительности межбюджетные отношения являются основой бюджетного регулирования. Несмотря на то, что межбюджетные отношения относительно динамично развивались и совершенствовались все последние годы, тем не менее, многие проблемы до сих пор остаются нерешенными. К их числу относятся, прежде всего, самостоятельность бюджетов разных уровней, обеспечение экономической эффективности и бюджетная ответственность. К числу важнейших проблем, так и не нашедших своего решения до сегодняшнего дня относится проблема разграничений полномочий между органами власти различного уровня, прежде всего, в налогово-бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения существуют во всех странах. Однако государственное устройство конкретных стран влияет и на механизм, и на принципы их построения. Межбюджетные отношения являются одним из инструментов государственной политики, нацеленной на поддержание достаточной степени однородности внутреннего экономического пространства страны. Радикальное решение проблемы сокращения различий в региональном развитии и уровне жизни требует колоссальных средств и длительного времени в рамках формирования современной государственной политики. Все это, обуславливает необходимость выработать новые и более эффективные стратегические и тактические подходы к решению этой проблемы. Одной из таких подходов является совершенствование системы межбюджетных отношений республиканского центра, регионов и органов местного управления [10, с. 18].


1.3 Вопросы бюджетного регулирования в мировой практике


Большинство из существующих в наше время государств являются унитарными. К ним относятся многие страны Западной Европы, страны с переходной формой экономики в Центральной Европе (Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария). К странам многоуровневой структурой

относятся такие большие и маленькие страны как: Китай, Новая Зеландия, Египет, Франция, Япония, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Индонезия, Корея, Филиппины, Швеция, Турция и Соединенное Королевство Великобритании.

В федеральных государствах существуют две формы государственного устройства - это конфедерация и федерация, в них есть свои особенности бюджетного устройства. Конфедерация - это объединение суверенных государств с межгосударственным органом, наделенным полномочиями действовать в ряде случаев от их имени. Основные договоренности между государствами, в случае их объединения в конфедерацию, чаще становится обязательными для жителей государств-участников в случае защиты страны от общих врагов во время войны; стандартизация мер и весов, денежной единицы для облегчения торговли; регулирование международной торговли в пределах конфедерации и единой системы управления транспортом и средствами связи субъектов конфедерации.

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы - члены федерации, например земли, штаты, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образуются единые -федеральные - органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т.д. Федерациями являются Австралия, Австрия, Канада, Германия, Мексика, США, Россия [5, с. 133].

Жизнеспособность существующих в экономически развитых странах систем подтверждает, что сама по себе централизация и децентрализация доходных и расходных полномочий не является залогом процветания общества, что фактически отсутствует универсальная модель распределения доходов и расходов по уровням власти. Эффективность конкретной модели определяется соблюдением общих положений классической теории бюджетного федерализма и наличием у властей уровней институциональных стимулов для проведения ответственной бюджетной политики [13].

Интересным и полезным для анализа представляется произведенная английскими специалистами Г. Хьюзом и С. Смитом оценка бюджетных систем ряда стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (за исключением стран с малой численностью населения - Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурга) в соответствии с такими признаками, как:

- схожесть подходов к регулированию межбюджетных отношений;

- особенности исповедуемой философии межбюджетных отношений;

- соотношение ролей центральных и субнациональных властей.

В результате 19 стран ОЭРС были разбиты на четыре группы (рисунок 4). В первую группу были включены три федеративных (Австралия, Канада и США) и два унитарных (Великобритания и Япония) государства. Во вторую группу вошли страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия. В третью - федеративные страны Западной Европы: Австрия, Германия и Швейцария. И в четвертую — Бельгия, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания. При всей условности такого деления бюджетным системам сгруппированных стран свойственны определенные общие черты.

Первая группа стран характеризуется относительно большей самостоятельностью региональных и местных властей, опирающейся на широкие налоговые полномочия. Вторая - высокой долей участие региональных и местных властей в финансировании социальных расходов. Третья — существенной степенью автономности бюджетов разного уровня в сочетании с развитой системой их сотрудничества и четвертая - значительной финансовой зависимостью регионов от центрального бюджета.





















Рисунок 4. Оценка бюджетных систем ряда стран, организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС)


В таких странах, как Швеция, Люксембург, Исландия и Испания, собственные доходы местных бюджетов составляют от 99,2% до 72,8% их общей суммы. В Японии, Франции, Финляндии, Бельгии и Дании финансовая автономия местных бюджетов колеблется от 68 до 56% соответственно. В среднем, на долю собственных бюджетов приходится 59,5%, а на трансферты из бюджета центральной администрации - 40,5%.

Однако во многих государствах местные власти при формировании своих текущих доходов в решающей степени зависят от сумм, выделяемых им из вышестоящего звена. Это - Нидерланды, Италия, Ирландия, Португалия. Здесь трансферты составляют соответственно от 62 до 80% текущих доходов. Такое финансирование местных бюджетов со стороны центральной администрации свидетельствует об интенсивном перераспределении национального дохода через бюджетные каналы в целях устранения диспропорций в развитии регионов. В этих странах все основные налоги поступают в бюджет центрального органа, местное же налогообложение едва превышает 10% от текущих доходов [14].

Финансовые системы зарубежных стран включают в себя следующие элементы: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные средства; финансы государственных предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.