- постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.
С целью реализации Концепции Национального фонда ввелись новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».
Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.
Ненефтяной дефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;
- ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
Инвестиционные проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;
- соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства;
- переход к финансированию только обоснованных проектов и недопущение увеличения государственных расходов. Введены нормы интеграции задач стратегического и среднесрочного социально-экономического развития страны с ежегодным бюджетом путем формирования перечня бюджетных программ (подпрограмм) только на основании установленных государственных функций, государственных, отраслевых, региональных программ, положений ежегодного послания Президента страны народу Казахстана. Уточняется и схема формирования перечня приоритетных бюджетных программ (подпрограмм), в том числе приоритетных инвестиционных проектов;
- размер дефицита бюджета определяется исходя от возможности правительственного заимствования, позволяющей обеспечить интеграцию денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеэкономической и экономической политики. Такая норма позволит сдерживать рост государственных расходов;
- регламентирован механизм оценки эффективности бюджетных программ на предмет целесообразности, эффективности, обоснованности и результативности использования бюджетных средств на стадиях разработки бюджетных программ (подпрограмм), бюджетов, реализации и контроля за реализацией бюджетных программ (подпрограмм), а также ряд других существенных изменений.
- наряду с этим вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части ужесточения существующих мер и персональной ответственности государственных учреждений и их руководителей путем увеличения размеров налагаемых штрафов.
В целом, совместными действиями Правительства и Национального Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.
Наряду с этим находится на рассмотрении в Парламенте законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», предусматривающий совершенствование налогового администрирования, ликвидацию норм, способствующих коррупции, и прочих мер, направленных на упрощение административных процедур [36].
В 2008 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2008 году экономика развивалась более, ускоренными темпами, чем в 2007 году (таблица 17).
Таблица 17 - Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2005, 2006 годы (а также прогноз на 2007-2009 годы).
Наименование
2007 отчет
2008 оценка
Прогноз
2009
2010
2011
Валовой внутренний продукт, млрд. тенге
7457,1
9762,7
11879,8
14036,6
16540,4
Реальное изменение ВВП, в % к предыдущему году
109,5
109,0
108,6
108,9
ВВП на душу населения, долл. США по официальному курсу
3703
5192
6560
7680
8962
ВВП на душу населения, долл. США по ППС
10618
12699
14922
17102
19519
Индекс потребительских цен, в % в среднем за
год
7,6
6,9-8,5
5-7
Денежная база, млрд. тенге
663
1309
1622
1972
2196
Денежная масса, млрд. тенге
2065
3108
4222
5388
6486
Уровень монетизации экономики, %
27,7
31,8
35,5
38,4
39,2
Экспорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США
28,2
34,4
32,9
34,9
38,6
Импорт товаров (ФОБ), млрд. долл. США
17,9
22,4
25,6
31,2
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году
122,2
125
120
118
Объем валовой продукции сельского хозяйства, млрд. тенге
763,2
850,8
933
1021
1117
в % к предыдущему году
107,3
104,5
103,2
103,0
102,8
Объем промышленной продукции (работ, услуг), млрд. тенге
5124,1
6484,9
7429,4
8580,2
9886
104,6
107
107,2
108,8
Строительство, млрд. тенге
743,6
1077,5
1530,2
2037,3
2689,2
134,1
138
128
Услуги транспорта, млрд. тенге
1377,3
1632,1
1858,3
2117,1
2415
106,7
106,6
Связь, млрд. тенге
216,7
322,8
431,7
567,4
748,8
127,7
126
124
Торговля, млрд. тенге
1669,6
2316,6
2833,2
3366,2
3999,4
109,3
109,2
Примечание: составлено на основе: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-:2009 годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21