Рефераты. Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны. Возможно федеративное и унитарное устройства государства. В первом случае применяется трехзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором случае применяется двухзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет и местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами (таблица 1,2) [5, с. 45].

Таблица 1. Сравнительная таблица преимуществ унитарной и федеративной форм правления

Унитарная форма

Федеративная форма

1. Единообразие.

При такой системе повсеместно используются одни и те же правительственные программы, и проводится одна и та же политика.



1. Выбор.

Главное преимущество федерализма состоит в том, что он предлагает сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия, которые не может обеспечить ни одна другая форма государственного устройства.

2. Участие.

Граждане располагают большими возможностями влиять на демократический процесс и пользоваться его преимуществом, когда решения и те, кто их принимает, находятся поблизости и более доступны.



2. Одинаковая возможность

получения услуг.

Предприятия и отдельные

граждане живут и работают в целостной, единой системе

управления и имеют одинаковые возможности получить

представляемые ею блага.

3.Эксперимент, нововведение и конкуренция. Самостоятельность субъектов федерации в решении

многих вопросов означает, что у органов власти низшего уровня есть возможность разрабатывать собственные

подходы к решению важных для их избирателей проблем. Нововведения не составят угрозу национальной безопасности, как это могло бы случиться, если бы они вводились в общенациональном масштабе.

3. Общее торговое

пространство.

Торговля ведется свободно, так как по мере перемещения по стране не нужно выяснять новые правила.



4. Отчетность.

Когда важные решения принимаются в непосредственной близости к избирателям.

5. Региональное большинство.

Благодаря способности корректировать услуги в соответствии с предпочтениями местного населения, федеративное государство может успешно сглаживать

региональные различия и быть посредником в урегулировании возникающих споров.


Примечание: составлено на основе: Учебного пособия. Государственные финансы. Брайчева Т.В.



Таблица 2. Сравнительная таблица недостатков унитарной и федеративной форм правления

Унитарная форма

Федеративная форма

1. Отсутствие гибкости.

Единое правительство не

имеет возможности чутко

реагировать на региональные

особенности.

1. Дублирование.

Редко полномочия между уровнями власти в

государстве разделяются настолько четко, что

полностью удается избежать дублирование одной и той

же деятельности и соответственно получения никому не

нужных результатов. Унитарное государство способно

осуществлять более жесткий контроль и сводить такого

рода дублирования к минимуму.





2. Неясность с ответственностью.

На верхнем уровне могут посчитать, что вопрос

решается на нижнем, а на нижнем счесть, что им

занимаются наверху, и в результате некоторые проблемы

остаются нерешенными.





2. Неповоротливость

бюрократической машины.

Когда провидение

государственных программ на

территории всей большой страны ложится на плечи одного органа

управления, его административная структура становится слишком громоздкой, чтобы эффективно осуществлять свои функции. Все это делает аппарат управления

дорогостоящим, не способным

учитывать интересы регионов и

граждан.



3. Национальное единство.

Приверженность нижних уровней к независимости

может противоречить идее национального единства и

желанию поддерживать проводимую государственную

политику.

4. Вмешательства в дела внутреннего общего рынка.

Органы власти субъектов федерации, обладая

достаточной самостоятельностью, могут препятствовать

свободной торговле, пересечению границ в стремлении

защитить местных производителей. У федеральных

властей должны быть средства борьбы с этим нередко

возникающем явлением для того, чтобы защитить

экономические рынки от посягательств субъектов

федерации.

5. Не самый высокий уровень обслуживания общества.

Конкуренция между органами власти субъектов

федерации может привести к тому, что бюджетные

ассигнования и предоставление соответствующих услуг

обществу не будет оптимальными для государства в

целом.


Примечание: составлено на основе: Учебного пособия. Государственные финансы.

 Брайчева Т.В.


Предполагается, чем больше часть экономики, отданная в распоряжение «сил саморегулирования» и частного предпринимательства, тем более успешным будет хозяйственное развитие страны.

В унитарном государстве орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен за правительством в центре. Во многих государствах унитарного типа органы местного управления имеют некоторые

налоговые полномочия, но они не значительны и находятся под контролем центра, собираемые ими средства также жестко контролируются. При четком разграничении предметов ведения (государственных функций) между уровнями власти, все три вида государственных полномочий, а именно, полномочия по нормативно-правовому регулированию, финансовому обеспечению и исполнению — оказываются закрепленными за каким-либо одним уровнем власти.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что бюджетная система в узком смысле определена как «совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан». В широком смысле бюджетная система является совокупность особых экономических отношений, сформированных в бюджетном процессе с целью функционирования бюджетов различных уровней управления и Национального фонда [3, с. 10].

Согласно Бюджетному кодексу Республике Казахстан в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

-   государственный бюджет;

-   республиканский бюджет;

-   областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

-   бюджет района (города областного значения).

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов являются самостоятельными. В структуре бюджетной системы страны рассматриваются также Чрезвычайный государственный бюджет и Национальный фонд республики Казахстан (рисунок 1).

Центральное место в бюджетной системе страны занимает республиканский бюджет, который на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Новый Бюджетный кодекс РК определяет республиканский бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений и предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики [6, с. 327].

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для, финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения), является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.