Вторым значимым для государства налогом является НДС. Анализ структуры и динамики выявил незначительное увеличение с 20,5% в 2006 году до 22,1% в 2008 году, то есть на 1,6%. Однако, в абсолютном выражении увеличение за анализируемый период составило 489 572 млн. тенге, то есть в 2,1 раза. Значительную роль в доходах бюджета стал играть и социальный налог. Хотя с 2006-2008 года произошло снижение удельного веса налога с 14,2% до 10,7% соответственно, но в абсолютных суммах поступления по налогу увеличились на 68 574 млн. тенге.
Если в 2006 году поступления доходов в государственный бюджет составило 1286734 млн. тенге, то в 2008 году поступления составили 2338034 млн. тенге, то есть увеличились в 1,8 раза.
За последние три года наблюдается стабильное увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, что является положительным фактором (рисунок 9).
Рисунок 9. Основные налоговые поступления в государственный бюджет
Рост поступлений в абсолютных суммах наблюдается практически по всем налогам, что говорит о функционировании юридических лиц, получении доходов физическими лицами, ростом оборотов по реализации, выпуском и импортом подакцизных товаров.
В течение последних нескольких лет проводилась работа по снижению налоговой нагрузки на экономику и совершенствованию налогового законодательства через введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств.
Выбор принципов и методов формирования доходов местных бюджетов это наиболее сложный момент организации межбюджетных отношений. Специфические основы разделения доходных поступлений между бюджетами различных уровней можно свести к следующим принципам: экономическая целесообразность, макроэкономическая регулируемость и достаточность доходных поступлений
Доходные поступления на региональном уровне образуются двумя методами: закрепление налогов и их долевое распределение. Исходя из предложенных методов, доходные источники местных бюджетов подразделяются: местные (закрепленные) и совместные (регулирующие). При этом первые определяют самостоятельность региональной экономики, свободу действий местных органов власти в регулирование своих расходов, а вторые позволяют осуществлять государству выравнивающую функцию социально-экономического развития регионов, обеспечивают гарантированный объем налоговых поступлений в местные бюджеты, независимо от производительности территориальных налоговых источников.
Для выявления особенностей формирования доходов областного бюджета Карагандинского региона, далее следует анализ динамики структуры доходов областного бюджета и рассмотрение, и сравнение изменений в структуре доходов, областного бюджета за период с 2006-2008 годы (таблица 9, 10).
Таблица 9. Структура доходов бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы. (%)
Доходы
2006
2007
2008
Изменения в
структуре 2008 г
к 2006 годы (-),(+)
Доходы бюджета, всего
100
Налоговые поступления:
74,7
70
64,9
-9,8
В том числе:
индивидуальный подоходный налог
18,1
18
16,5
-1,6
социальный налог
24,6
38,3
33,0
+8,4
акцизы
0,9
0,8
-0,1
неналоговые поступления
0,7
0,5
-0,4
доходы от операций с капиталом
1,4
1,8
3,6
+2,2
полученные официальные трансферты
19,3
27,3
30,8
+11,5
Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан
Как показывают данные таблицы 9 удельный вес налоговых поступлений значительно уменьшился с 74,7% в 2006 году, до 64,9% в 2008 году, то есть на 9,8%. В суммарном выражении налоговое поступление увеличились на 10759 млн. тенге. Сокращение налоговых поступлений и неналоговых поступлений в доход бюджета области повлияло на увеличение объемов поступлений официальных трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Доля, которых за анализируемый период выросла на 11,5% в общем, объеме доходов бюджета области (рисунок 10).
Значительно увеличились доходы от операций с капиталом с 1,4% в 2006 году, до 3,6% в 2008 году, то есть на 2,2%, в суммарном выражении 10 139 млн. тенге, то есть в 4 раза. Среди налоговых поступлений в доход бюджета Карагандинской области наибольший удельный вес имеют индивидуальный подоходный налог и социальный налог, на долю которых приходится 42,7% в 2006 году, 56,5% в 2007 году и 49,5% в 2008 году.
Рисунок 10. Динамика доходов Карагандинской области
На социальный налог, по данным таблицы 9 наблюдается заметное увеличение, то есть на 8,4% за анализируемый период. В структуре индивидуального подоходного налога наблюдается незначительное уменьшение, то есть на 1,6 %. Хотя в абсолютном выражении поступления по этому налогу увеличились на 3 078 млн. тенге, или в 1,4 раз (таблица 10).
Таблица 10. Динамика доходов бюджета Карагандинской области за 2006-2008 годы (млн.т.)
Наименование
Динамика (в разах)
39 855
47 094
62 414
1,6
29 785
33 056
40 544
7 228
8 486
10 306
16940
18 082
20 608
1,3
392
431
544
396
330
324
поступления от продажи основного капитала
575
862
2 309
4
поступление трансфертов
9 098
12 846
19 237
2,1
Данные таблицы 10 показывают, что за анализируемый период доходы областного бюджета выросли, их налоговые поступления выросли в 1,4 раза. В частности наблюдается незначительное увеличение по индивидуальному подоходному налогу в 1,4 раза, социальный налог - 1,3 раза, акцизы - 1,4. Наблюдается значительное увеличение поступления от продажи основного капитала в 4 раза. За эти годы достигнуто определенная стабильность и эффективность исполнения бюджета.
Из выше представленного можно сделать вывод: Налоги - один из финансовых элементов проявлений суверенитета государства при высокой налоговой культуре и при правильном использовании налогового планирования налогоплательщиками, тем самым планирование государства своего бюджета будет, стабильным и его формирование будет претерпевать минимум проблем для решения глобальных, социально-экономических мероприятий для развития государства [25].
Современная экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации, государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального развития:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21