- централизованное развитие районов Российской империи;
- централизованное развитие районо «военного коммунизма»;
- децентрализации власти периода НЭП;
- директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу СССР;
- централизация переходного периода к рынку;
- демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.
Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [26]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологическая ситуация, геодемографической обстановки, уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического состава населения. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Цели развития региона определяются с учетом условий и факторов внешней среды [27]. В соответствии с Бюджетным законодательством в республике Казахстан действуют два уровня бюджета, являющиеся самостоятельными -республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [28].
Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2006-2008 годы (таблица 11, 12).
Таблица 11. Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2006-2008 годы, в %
Наименование
2006
2007
2008
Изменения в структуре
Уровни бюджета
РБ
МБ
Всего доходов
98,3
98,5
99,4
99,6
98,8
100
+0,5
+1,5
В т.ч. налоговые поступления
83,5
60,6
89,9
57,9
89,2
52,7
+5,7
-7,9
Официальные трансферты
6,9
34,3
5,5
36,9
6,7
40,2
-0,2
+5,9
Возврат кредитов
1,6
1,4
0,7
0,4
1,2
0,1
-0,4
-1,3
Примечание: составлено на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан
По данным, приведенным в таблице можно сделать вывод, что поступление в доходной части республиканского бюджета и местных бюджетов
за анализируемый период наблюдается незначительное увеличение доходов. Основная часть доходов в республиканском бюджете и местных составляют налоговые поступления. По данным таблице наблюдается значительное увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет. Если в 2006 году налоговые поступления составляли 83,5%, то в 2006 году 89,2%, то есть наблюдается увеличение на 5,7% за анализируемый период (рисунок 11).
Рисунок 11. Динамика поступлений доходов в республиканский бюджет за 2006 - 2008 годы
Тут же наблюдается незначительное снижение поступлений официальных трансфертов на 0,2 %, то есть в 2006 году поступления составляли 6,9 %, то в 2008 году 6,7 %, в абсолютном значении поступление официальных трансфертов увеличилось на 55 270 млн. тенге за анализируемый период, то есть в 1,8 раз.
Однако, в местных бюджетах совершенно другая ситуация. По данным таблицы 11 наблюдается значительное уменьшение налоговых поступлений за анализируемый период.
Если в 2006 году налоговые поступления составляли 60,6 %, то в 2008 они составили 52,7%, то есть они сократились на 7,9%. В связи, с чем значительно увеличились поступления официальных трансфертов. Если в 2006 году поступление официальных трансфертов составляло 34,3 %, то в 2008 году составило 40,2 %, то есть увеличилось на 5,9 %, в абсолютном значении увеличение за анализируемый период составило 204440 тыс. тенге, то есть увеличились в 2 раза (таблица 12).
Анализ динамики доходов республиканского бюджета и местных бюджетов выявил незначительное увеличение по некоторым статьям, как в республиканском бюджете, так и в местных бюджетах за анализируемый период.
Таблица 12. Динамика доходов республиканского и местных бюджетов за 2006-2008 годы
Наименование статей
Динамика в (разах)
Поступление
978359
609380
1735472
752658
1868323
1026747
1,9
1,7
961859
600788
1723913
749661
1847225
Налоговые поступления
816458
369679
1561912
436402
1667823
541280
2,1
66673
209061
96448
278115
121943
413501
1,8
2
16500
8592
11559
2997
21098
1433
1,3
0,2
Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан.
По данным таблицы 12 доходы республиканского бюджета увеличились в 1,9 раз, то есть в 2006 году они составляли 978 359 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 868 323 млн. тенге. Значительное увеличение наблюдается в налоговых поступлениях республиканского бюджета, то есть в 2,1 раза. Если в 2006 году они составляли 816 458 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 667823, что объясняет увеличение доходов республиканского бюджета.
Аналогично, в доходах местных бюджетов то же наблюдается незначительное увеличение (рисунок 12).
Если в 2006 году они составляли 600 788 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 026 747 млн. тенге, то есть увеличились на 1,7 раза. Незначительное увеличение, так же наблюдается и в налоговых поступлениях. Если налоговые поступления в местные бюджеты составляли в 2006 году 369 679 млн. тенге, то в 2008 году они составили 541 280 млн. тенге, то есть увеличились в 1,4 раз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21