Рефераты. Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

- централизованное развитие районов Российской империи;

- централизованное развитие районо «военного коммунизма»;

- децентрализации власти периода НЭП;

- директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу СССР;

- централизация переходного периода к рынку;

- демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.

Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [26]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологическая ситуация, геодемографической обстановки, уровня занятости и т.д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйства, экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического состава населения. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Цели развития региона определяются с учетом условий и факторов внешней среды [27]. В соответствии с Бюджетным законодательством в республике Казахстан действуют два уровня бюджета, являющиеся самостоятельными -республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [28].

Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2006-2008 годы (таблица 11, 12).


Таблица 11. Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2006-2008 годы, в %

Наименование

2006

2007

2008

Изменения в структуре

Уровни бюджета

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

Всего доходов

98,3

98,5

99,4

99,6

98,8

100

+0,5

+1,5

В т.ч. налоговые поступления

83,5

60,6

89,9

57,9

89,2

52,7

+5,7

-7,9

Официальные трансферты

6,9

34,3

5,5

36,9

6,7

40,2

-0,2

+5,9

Возврат кредитов

1,6

1,4

0,7

0,4

1,2

0,1

-0,4

-1,3

Примечание: составлено на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан


По данным, приведенным в таблице можно сделать вывод, что поступление в доходной части республиканского бюджета и местных бюджетов

за анализируемый период наблюдается незначительное увеличение доходов. Основная часть доходов в республиканском бюджете и местных составляют налоговые поступления. По данным таблице наблюдается значительное увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет. Если в 2006 году налоговые поступления составляли 83,5%, то в 2006 году 89,2%, то есть наблюдается увеличение на 5,7% за анализируемый период (рисунок 11).


Рисунок 11. Динамика поступлений доходов в республиканский бюджет за 2006 - 2008 годы


Тут же наблюдается незначительное снижение поступлений официальных трансфертов на 0,2 %, то есть в 2006 году поступления составляли 6,9 %, то в 2008 году 6,7 %, в абсолютном значении поступление официальных трансфертов увеличилось на 55 270 млн. тенге за анализируемый период, то есть в 1,8 раз.

Однако, в местных бюджетах совершенно другая ситуация. По данным таблицы 11 наблюдается значительное уменьшение налоговых поступлений за анализируемый период.

Если в 2006 году налоговые поступления составляли 60,6 %, то в 2008 они составили 52,7%, то есть они сократились на 7,9%. В связи, с чем значительно увеличились поступления официальных трансфертов. Если в 2006 году поступление официальных трансфертов составляло 34,3 %, то в 2008 году составило 40,2 %, то есть увеличилось на 5,9 %, в абсолютном значении увеличение за анализируемый период составило 204440 тыс. тенге, то есть увеличились в 2 раза (таблица 12).

Анализ динамики доходов республиканского бюджета и местных бюджетов выявил незначительное увеличение по некоторым статьям, как в республиканском бюджете, так и в местных бюджетах за анализируемый период.


Таблица 12. Динамика доходов республиканского и местных бюджетов за 2006-2008 годы

Наименование статей

2006

2007

2008

Динамика в (разах)

Уровни бюджета

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

Поступление

978359

609380

1735472

752658

1868323

1026747

1,9

1,7

Всего доходов

961859

600788

1723913

749661

1847225

1026747

1,9

1,7

Налоговые поступления

816458

369679

1561912

436402

1667823

541280

2,1

1,4

Официальные трансферты

66673

209061

96448

278115

121943

413501

1,8

2

Возврат кредитов

16500

8592

11559

2997

21098

1433

1,3

0,2

Примечание: составлено на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан.


По данным таблицы 12 доходы республиканского бюджета увеличились в 1,9 раз, то есть в 2006 году они составляли 978 359 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 868 323 млн. тенге. Значительное увеличение наблюдается в налоговых поступлениях республиканского бюджета, то есть в 2,1 раза. Если в 2006 году они составляли 816 458 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 667823, что объясняет увеличение доходов республиканского бюджета.

Аналогично, в доходах местных бюджетов то же наблюдается незначительное увеличение (рисунок 12).


Рисунок 12. Динамика поступления доходов местных бюджетов за период 2006-2008 годы

Если в 2006 году они составляли 600 788 млн. тенге, то в 2008 году они составили 1 026 747 млн. тенге, то есть увеличились на 1,7 раза. Незначительное увеличение, так же наблюдается и в налоговых поступлениях. Если налоговые поступления в местные бюджеты составляли в 2006 году 369 679 млн. тенге, то в 2008 году они составили 541 280 млн. тенге, то есть увеличились в 1,4 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.