Рефераты. Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2008 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2007 годом увеличилось на 10,6% (рисунок 19).

В 2008 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах экономики. Рост объемов промышленного производства в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2008 году к 2007 году составил 7%.


Рисунок 19 - Индексы физического объема по отраслям экономики в 2007-2008 гг. (в % к соответствующему периоду прошлого года)


Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2008 год объем строительных работ увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза.

Услуги транспорта в 2008 году возросли по сравнению с 2007 годом на 5%, услуги связи - на 20,4%.

Объем промышленного производства в январе-декабре 2008 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. В горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2008г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2007г. за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%) (рисунок 20).

В целом по республике в 2008 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% - к 2007 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК- 24,4 млн. тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара - 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау - 9,9 млн. тонн; Оренбург - 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ - 3.9 млн. тонн.



Рисунок 20 - Индексы физического объема промышленной продукции в 2007 -2008 годы (в % к соответствующему периоду прошлого года)


Нефтеперерабатывающими заводами республики в 2008 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к 2007 году). В сентябре 2006 года завершена реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2008 году относительно 2007 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%. Существенно выросли показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2008 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2007 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд.долл. США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд.долл. США.

Уровень инфляции в среднем за 2008 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2007 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2008 год коридора 6,9-8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

Росту инфляции в 2008 году способствовали избыточная ликвидность банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2007-2008 годы. Цены предприятий-производителей промышленной продукции в 2008 году повысились по сравнению с 2007 годом на 18,4%.

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.

Кредитный рынок в 2008 году оставался одним из самых динамично развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2008 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2008 года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2007 года повысился с 48,5% до 51,9%.

Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.

Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за январь-декабрь 2008 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.

Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом объема депозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2009 года составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2008 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2008 года увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.

Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем за 2008 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном выражении на 5,06%.

Активы Национального фонда на конец 2008 года составили более 14,1 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2008 года на 74,5%.

Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным снижением уровня безработицы за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2008 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2007 году. Численность безработных в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2008 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году - 8,1%).

Одной из приоритетных задач, стоящих перед Республикой Казахстан, является обеспечение нового качественного уровня развития экономики, способной производить конкурентоспособную продукцию в несырьевых отраслях экономики. Проводимая государством экономическая политика направлена на стимулирование индустриального развития, диверсификацию экономики, перемещение источника ее роста в несырьевой сектор [37].

В течение последних нескольких лет проводилась работа по снижению налоговой нагрузки на экономику и совершенствованию налогового законодательства через введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств.

Доходы бюджета на 2007 - 2009 годы определены на основе прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период, действия Концепции Национального Фонда с 1 июля 2006 года и основных направлений налоговой политики, озвученных в Послании Главы государства.

В соответствии с Концепцией Национального фонда прогноз перечисления нефтяных поступлений в Национальный фонд составляет в 2009 году - 6,4 % к ВВП, в 2010 году - 5,8 % к ВВП, 2011 году - 5,5 % к ВВП.

Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2009 - 2011 годы приведен в таблице 18.


Таблица 18 - Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2009 - 2011 годы в процентах к ВВП

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

Ненефтяные доходы

18,2

17,4

16,6

налоговые поступления

17,2

16,5

16,1

неналоговые поступления

0,39

0,34

0,30

поступления от продажи основного капитала

0,61

0,53

0,20

Примечание: составлено на основе: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2009-2011 годы.


Снижение налоговых поступлений с 17,2 % к ВВП в 2009 году до 16,1 % к ВВП в 2011 году объясняется снижением ставки налога на добавленную стоимость ежегодно на 1% (с 14 % до 12 %) и снижением с 2010 года ставок социального налога в среднем на 30 %.

Средний темп роста поступлений ненефтяного сектора в государственный бюджет в 2007 - 2009 годах ожидается на уровне 112,8 %.В рыночно развитых государствах существует финансовая помощь территориям со стороны государства, где «доля» средств, в доходах местных бюджетов достигает 60% по этому в этих странах даже в условиях усиления

неустойчивость развитие хозяйственных, субъектов экономическая и социальная устойчивость сохраняется. Ибо, здесь правительство идет на компромиссы. В противном случае, отсутствие у территорий минимально необходимых средств к бюджетному экстремизму, обострению бюджетных противоречий. Безусловно, возникает потребность и необходимость совершенствовать технику распределения средств между бюджетами. Поэтому нужны объективные формы, методы такого распределения. Но важны не только методы распределения, но и суммы, которые выделяется одному или другому бюджету. А это не только сфера межбюджетных отношений, но и область государственной финансовой политики, поскольку распределение общегосударственных финансовых ресурсов связано с определением государственных приоритетов. Каковы приоритеты, таковы и основные направления использования средств.

На фоне процессов децентрализации и повышении эффективности межбюджетных отношений нарастают контртенденции все большей централизацией доходов в республиканском бюджете и снижения степени свободы местных бюджетов, что, несомненно, является негативом для всего социально-экономического развития страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.