Рефераты. Бюджетное регулирование экономики Республики Казахстан

Размер предоставленной местным бюджетом финансовой помощи республиканского бюджета с каждым годом увеличивается, что в свою очередь, сопровождается ростом субвенционных областей, с преобладанием в поступлениях местных бюджетов и в суммарной стоимости самих субвенций (целевых, текущих, инвестиционных трансфертов) доли финансовой помощи республиканского бюджета (рисунок 14).

Например, в 2008 году в региональном разрезе в общей структуре субвенций основными получателями бюджетных трансфертов является Южно-Казахстанская область, Жамбылская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская. Да и почти во всех остальных областях страны основная часть поступлений местных бюджетов формируется за счет трансферта республиканского бюджета. Так, в 2008 году в Жамбылской области удельный вес официальных трансфертов составил от всех поступлений 65,6%, Южно-Казахстанской - 62,5%, Акмолинской- 58,9%), Кызылординской -59,7%, Восточно-Казахстанская 51,1%.


Рисунок 14. Динамика субвенций по областям из республиканского бюджета за период 2005-2008 годы


Как мы можем наблюдать по рисунку 14, величина субвенций, выданных нижестоящим бюджетам, увеличивается год за годом. Если в 2005 году выделение субвенций из республиканского бюджета составляло 127 454 тыс. тенге, то в 2008 году составило 192 791 тыс. тенге, то есть увеличилось в 1,5 раза, что означает лишь усиление зависимости местных органов власти от властей более высокого уровня и снижение самостоятельности регионов в решении вопросов развития своей территории [26].

Следует отметить, что в процессе вертикального и горизонтального выравнивания передача не обеспеченных доходами расходных полномочий местными бюджетами, в том числе связанных с обеспечением населения социальными услугами, так же как и неоправданное изъятие части их доходов в республиканский бюджет, лишь на определенное время скрывает, либо сглаживает проблемы, связанные с финансовой и социальной стабилизацией нашего общества, но не решает их [30].

Межбюджетные отношения в бюджетной системе региона проявляются через регулирование взаимоотношений между разными уровнями местного государственного управления: между областным бюджетом, с одной стороны, и бюджетами районов и городов — с другой. Специфической особенностью данного уровня межбюджетных отношений является то, что здесь движение финансовых средств происходит не в сфере государственных финансов, а затрагивает формально обособленную сферу местных финансов. Внутрирегиональная система межбюджетных отношений представляет собой тот этап бюджетного процесса, при котором окончательно формируются финансово-бюджетные ресурсы всех уровней власти и управления в стране (рисунок 15).


 




















Рисунок 15. Межбюджетные отношения в системе региона

Внутрирегиональные межбюджетные отношения в условиях унитарного государства представляют собой совокупность экономических отношений между местными органами государственного управления, возникающие при разграничении расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы финансового выравнивания [2, с. 52].

Основными функциями таких отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного расходования.

Мировая практика и теория предполагает, что в первую очередь устанавливаются расходные потребности государства, и уже в соответствии с ними устанавливаются состав и ставки основных налогов.

В связи с этим особую значимость приобретает механизм бюджетного регулирования внутри региона, который должен способствовать разрешению проблем налогового неравенства территорий и стабилизации социально-экономического развития, не снижая заинтересованности местных властей в увеличении закрепленных за ними доходов. Основными целями межбюджетного регулирования являются:

- выравнивание бюджетной обеспеченности;

- стимулирование деятельности местных органов власти, направленных на повышение мобилизации доходов в их бюджеты;

- проведение активной региональной политики через передачу средств в рамках целевых программ. В настоящее время механизм бюджетного регулирования внутри регионов включает два основных метода межбюджетного регулирования: нормативы отчислений от местных (регулирующих) налогов и перераспределение средств между внутрирегиональными бюджетами посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций. При этом необходимость параллельного действия двух различных методов финансового выравнивания определяется высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и финансово-бюджетной дифференциацией. Роль внутрирегиональных налогов закреплена за двумя налоговыми инструментами: социальным налогом и акцизами. Эти налоги имеют гарантированную долю поступлений в бюджеты районов и городов, а регулирующий эффект достигается за счет дифференцированных ставок зачисления в бюджеты территорий.

Однако при дифференцированных для всех внутрирегиональных бюджетов нормативных отчислений механизм бюджетного регулирования не учитывает особенности каждого территориального образования и, следовательно, не может участвовать в горизонтальном выравнивании бюджетной обеспеченности, где она меньше минимально необходимо. В таких случаях вся нагрузка по финансовому выравниванию ложится на перераспределение средств непосредственно через областной бюджет. Основным фактором бюджетного регулирования в данном случае выступают официальные трансферты, которые, подразделяются на трансферты общего характера (бюджетные изъятия и субвенции), целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие.

Основной целью при использовании механизма бюджетных изъятий и субвенций является выравнивание. Суть данного механизма заключается в перераспределении ресурсов внутрирегиональных бюджетов (от более обеспеченных территорий к менее обеспеченным территориям), с использованием различных форм регулирования межбюджетных отношений.

Прогнозные объемы межбюджетных трансфертов общего характера рассчитываются на основе прогнозных объемов доходов и расходов местных бюджетов, которые определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и с учетом ранее проведенного обсуждения с местными исполнительными органами методики их определения (таблица 15).

Таблица 15. Основные показатели межбюджетных отношений в Карагандинском регионе в 2008 году












Наименование

расходы

доходы


В том числе

Трансферты

Без учета официальных

трансфертов

Превышение

доходов

над

расходами

Изъятия

(+)

Превышение расходов

над

доходами

Субвенции

(-)

Всего

Закреп ленные

Регулиру ющие

Балхаш

948,9

950,7

950,7

706,9

243,8

1.8


Жезгазган

2295,8

2859,5

2859,5

1923,0

936,5

563,7

-

Караганда

4371,1

5015,1

5015,1

3892,0

1123,1

644,0

-

Каражал

369,8

369,8

228,1

175,7

52,4

-

141,7

Приозерск

367,6

367,6

47,8

42,1

5,7

-

319,8

Сарань

579,0

579,0

440,7

248,9

191,8

-

138,3

Темиртау

1949,5

2498,6

2498,6

1769,7

728,9

549,1

-

Шахтинск

663,0

663,0

611,0

307,9

303,1

-

52,0

Абайский

607,4

607,4

523,6

311,4

212,2

-

83,8

Актогайский

359,0

359,0

357,0

166,6

90,4

-

102,0

Жанааркинский

427,3

427,3

228,5

146.0

82,5

-

198,8

Бухар-Жирауский

682,9

682,9

395,1

266,1

129,0

-

287,8

Каркаралинский

850,1

850,1

144,4

96,8

47,6

-

705,7

Нуринский

501,3

501,3

309,8

183,1

126,7

-

191,5

Осакаровский

571,4

571,4

318,0

215,2

102,8

-

253,4

Улытауский

344,6

344,6

276,8

246,8

30,0

-

67,8

Шетский

690,5

690,5

478,9

310,5

168,4


211,6

Всего по районам и городам

16579,2

18337,8

15583,6

11008,7

4574,9

1758,6

2754,2

Примечание: составлено на основе источника [31]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.