Рефераты. Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

Бродель: Теория «мир – системный подход»: мир – един, но многообразен. Здесь мир не единая система, а система 1, система 2 … система n.

Модель 1 – модель западно-европейского мышления. 2 – модель традиционного общества. Западно-европейская модель применяется традиционными обществами, при этом происходит и обратный обмен. Истина – в середине моделей.

Термин конфликт цивилизаций, термин сближения (сотрудничество) цивилизаций. Пока что мироустройство мира европо-центрично – мир живёт по законам, выработанным европейской цивилизацией. Говоря об объединении, сотрудничестве и взаимопонимании, европейцы подразумевают, что этот процесс будет происходить под их эгидой. Иначе говоря, мир – системный подход, не отрицает глобализации процессов на базе европейской системы мира. Противоречие заключается в том, что остальные участники этого процесса предполагают процесс глобализации как сумму, сложенную из частей.

Мир еще не готов к полнейшей универсализации.


3.      Потребности, интересы, деятельность.

Общество как объект исследования может быть исследовано на 2-х уровнях на социологическом и общефилософском (изучение самых общих свойств).

Общество на философском уровне: речь идёт о некотором обществе. Оно противостоит природе, как нечто искусственное, созданное людьми. Общество на философском уровне – надприродное образование существ, обладающих сознаниям и целенаправленно действующих, преобразуя природу.

Постепенное замещение объект-объектных (в природе) связей субъект-субъектных (связи в обществе) называет антропогенез.

В обществе субъекты удовлетворяют свои потребности и интересы и в процессе своей деятельности создают общественный порядок.

Общесоциологический уровень: рассматриваются уже конкретные этапы развития (исторические этапы). Какие существуют возможности, чтобы объединить объективное и субъективное в этом процессе.

Основные категории:

Потребность – нужда или недостаток в чём либо для поддержания жизнедеятельности и развития общества.

Биологические потребности (кислород, вода и пр.) – они являются вечные и не меняются со временем.

Социальные потребности – исторически приходящие потребности. Социальные есть низшие и высшие. Пока не удовлетворены низшие, высшие не удовлетворяются.

Интерес – общественно осознанная и признанная и в этом смысле объективная потребность группы индивидов. Интерес всегда нами осознан, но потребность не всегда (потребность в витаминах). Когда мы осознали потребность, она становится нашим интересом.

Деятельность – действия направленные на удовлетворение потребностей для устранения дискомфорта или несоответствия.

Потребности:

по предмету (духовные, материальные, эстетические и пр.);

по значимости (самосохранения, развития, первоочередные и пр.);

по отношению к личности (личные, групповые, всего общества).

Социальный интерес – причина социальных действий, скрытая за их непосредственными причинами, мотивами, побуждениями и намерениями.

Как люди воспринимали роль интересов в обществе? Что движет людьми? Гельвеций: «голод и любовь правят миром». Спиноза: властолюбие, сластолюбие (любовь и пр.), корыстолюбие (экономика).

Социальные интересы:

1. По степени общности.

2. По направленности (экономические, политически).

3. По уровню осознания (стихийные или оформленные официально).

4. По возможности реализации (реальные и мнимые).

5. По отношению к объективной тенденции развития (консервативный интерес и нет).

Деятельность:

Структура деятельности = цель + средства + процесс + результат.

Цель нужно осознавать, выбирать средства и достигать результат. Но даже если мы осознаём цель, то вряд ли мы осознаём мотивы (выбор цели делается на подсознательном уровне).

Виды деятельности: подражательная, репродуктивная, инновационная и многое другое.

Деятельность необходимый компонент мировоззрения для идеализма. Материалисты приписывают материи способность к самоорганизации.

Философия Канта подчёркивает то, что знание не получается извне, а знание создаётся из собственных ресурсов.

Материалисты: труд как наиболее важная форма деятельности.

Творческое (Шопенгауер, Фрейд) начало принадлежит воле, а не разуму (доказано на опыте; под гипнозом убеждают делать одно (прятать что-то), человек это делает и при расспросах пытается рационально объяснить свои действия).

Откуда берётся структура нашего интеллекта? С точки зрения психологии это интериоризация структур предметной деятельности (Жан Пиаже). То есть логика происходит из структуры деятельности.


На разных этапах истории к потребностям относились по-разному.

Максизм выдвигал закон: «Потребности всегда опережают потребности человека».

Христианские догмы – удовлетворить потребности не возможно, человек должен поставить норму, только тогда он будет чувствовать себя комфортно (он будет условно удовлетворять свои потребности).

Потребности человека, как нам кажется, это вопрос чисто выбора человека. Но не совсем так. Товаропроизводитель формирует потребность.

Интересы. Интересы вытекают из потребностей. Люди часто объединяются по интересам (кооперативы, кружки и пр.). Иногда можно иметь потребности, но не осознавать интересы. Потребности всё-таки более близки к биологии, а интересы находятся дальше от желудка. Деятельность служит, чтобы удовлетворять и потребности, и интересы.

Факторы производства (деятельности):

1. Труд (получаем нужное вознаграждение, если недовольны, то объединяемся по интересам).

2. Земля.

3.Капитал.

Как распределять результаты деятельности? Эта проблема возникает даже в церквях.

Бродель: наука, как и память, имеет:

1. Длительный период (явления, свойства, связи могут измеряться тысячелетиями).

2. Средне-длительный период (десятилетия, столетия).

3. Краткосрочный (сиюминутные).

Земля. Традиционное общество считало, что богоугодной является деятельность, которая не затрагивает интересов других. Поэтому труд земледельца – богоугодный (он сам выращивает и этим же питается).

Раньше экономисты не были неправы, они просто анализировали другую экономику (в которой земледельцы создавали 90% ВВП).

Капитал. Капитал как вид деятельности (или извлечение экономических результатов).


4.      Позитивный компонент экономической теории.

Позитивным компонентом называется описательная часть теории, в которой исследуется антология (система объектов, которую изучает данная наука; предметная область).

Что касается экономической теории: она противопоставляется нормативному компоненту.

Если взять историю, то видно, что разные экономисты, создавая теории, имели в виду разные объекты.

Ум есть конструкция ума. Представление о том, что такое ум исторически меняется.

2 компонента: материальные богатства и поведение людей, участвующих в этих процессах. На основании этого и формировались 2 картины экономической реальности.

Позже за методологическую основу была взята теория Локатоса.

В науке имеет альтернативная концепция представления теории: инструменталистская концепция.

Позитивная часть – реалистическая интерпретация. А вторая часть – инструменталистская.

Наш лектор (Алексеев): «Инструментализм реалистичнее, зато реализм инструментальнее».

Реализм заключается в том, что теория описывает реальность, которая есть сама по себе (описание мира, какой он есть). Реализм был важен раньше, так как благодаря этому наука смогла завоевать место в общей системе культуры. Наука: то, что наука сообщает более истинно, чем то, что говорит церковь.

Инструментализм:

В 20 веке: постмодернизм (Фейерабен): вера в науку – разновидность религиозной веры. Учёный необязательно следует методу, лишь бы он что-то новое открыл. С точки зрения методологии он видит, что это не всегда реалистично, есть масса проблем (культура влияет на науку). Поэтому инструменталисты реалистичнее.

То, что наука есть реальное отражение мира, вызывает сомнение. Наука и искусство определяется полезностью, а не реальностью.

М. Фридман: «Методология позитивной экономической науки». Эффективность теоретических моделей, положенных в основание теории, не зависит от реалистичности посылок и зависит только от способности теории предсказывать. Он доказывал, что требования реалистичности невыполнимы. Чем более реальна теория, тем менее реалистичны её предпосылки (теория не может полностью описать явление, это упрощенная модель).

К. Менгер: в экономике имеются 2 типа законов: точные законы и законы эмпирического характера. Для того чтобы сформулировать точные законы нужно абстрагироваться. Точные законы возможны и в экономике, но с помощью абстрагирования (это будут не отношения отдельных явлений, а форм явлений).



Экономика появляется в 18 веке.

Изменение в технике привело к появлению более крупных производств и расширению рынка.

Вывод: хозяйственные явления находятся в связи со всеми сторонами культурной жизни народа (политикой, религией).

Методология науки:

2 подхода: интерналистский (традиционная классическая точка зрения; внутренние стимулы) и экстерналистский (модернистская точка зрения: 30-е гг. 20 века; влияние социокультурного контекста). У Т. Куна экстерналистская точка зрения уже использовалась в работах.

Затем универсализация: человек перестал быть частью какой-то касты (профессии). Человек должен стать универсальным, чтобы наука стала развиваться.


Позитивный компонент экономической теории заключается в её взаимодействии с конкретными экономиками. Современные взгляды на роль экономической теории дуалистичны. С одной стороны, комментаторы экономических учений утверждают, что теория не занимается поиском истины, что её задача – учебная – поставлять понятийный аппарат. С другой стороны, теоретики настаивают, что они могут давать рекомендации правительству.

М. Вебер: «Наука как призвание и профессия»: (1) отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершённое только при условии строжайшей специализации; (2) каждый сделавший открытие в области науки должен знать, что оно устареет через 10, 20, 40 лет.

Собственной задачей научной деятельности, находившейся под косвенным влиянием протестантизма и пуританства, считали открытие пути к Богу, к истине. Наука выступала как «путь к истинному бытью», путь к истинному искусству, путь к истинному счастью, путь к истинной природе, путь к истинному Богу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.