Рефераты. Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

Приемы научн мышления. анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования, синтез - рассмотрение способа связей и отношений частей. порождают в каждой области специальные методы.

Абстрагирование и  идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же возникает общее понятие оклассе предметов. в ходе идеализации кроме абстр еще прием введения новых свойств в объект.

Индукция, дедукция, аналогия.  ИНдукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дед выводит их общих теорем спец выводы. Дает достоверное знание, если верна посылка.  Аналогия – выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования.

Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели. Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их.

18.  Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.

Применение гипотетико-дедуктивного метода также может быть описано в форме своего рода алгоритма.

  1. Как и в случае аксиоматико-дедуктивного метода, вначале предполагается существование некоторого фиксированного множества утверждений, принимаемых в качестве истин И в рамках некоторого раздела научного знания.
  2. Ставится задача расширения этого множества истин в форме добавления к множеству И новых истин.
  3. Для достижения такого расширения, формулируются гипотезы как множество И 1 возможных новых истин.
  4. Из множества И 1 возможных истин по правилам логического вывода выводят множество С 1 различных следствий.
  5. Полученные следствия из С 1 пытаются проверить в опыте. Если это удается сделать, то множество И 1 начинает рассматриваться как более вероятное множество истин.
  6. Если же следствия в опыте не подтверждаются, то вероятность истинности утверждений из И 1 снижается, и И 1 может быть пересмотрено до нового множества возможных истин И 2 . По отношению к И 2 повторяются шаги 4-6.
  7. Обычно из И 1 выводят новые следствия С 2 , …, С n – до тех пор, пока И 1 не будет пересмотрено до И n , и вероятность утверждений из И n не повысится настолько, что научное сообщество примет И n как множество новых истин, добавленное к множеству И.

Гипотетико-дедуктивный метод, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, - это метод преимущественно экстенсивный , позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин.

В этом методе преобладает индуктивное движение, связанное с повышением вероятности возможных истин в том случае, если выведенные из них следствия получают подтверждение в опыте (шаг 5). Но и в этом методе есть элементы дедукции, например, в процедуре выведения следствий из гипотез (шаг 4) и снижения вероятности гипотез при неподтверждении в опыте полученных из них следствий (шаг 6). Следовательно, и гипотетико-дедуктивный метод есть единство индукции и дедукции, хотя и с преобладанием индуктивной составляющей.

Достоинство гипотетико-дедуктивного метода состоит в возможности расширения имеющегося знания. Ограниченность этого метода заключена в отсутствии задач организации имеющегося знания.

В целом можно заметить, что оба метода – аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный – должны дополнять друг друга в процессе развития научного знания. Аксиоматико-дедуктивный метод преимущественно организует полученное знание, гипотетико-дедуктивный метод расширяет область достигнутого знания.

Иногда гипотетико-дедуктивный метод научного познания понимают в более широком смысле – как единство описанных выше двух методов, как наиболее полный метод научного познания.


19.  Возможности применения количественных методов в современной науке.

Надо указать на то, какие применяются количественные методы в гуманитарных науках (а не только в естественных).

Количественные методы – применение математики (использование математических моделей изучаемых объектов). Модель, как правило, воспроизводит объект не целиком, а какую-то его сторону.

В философии количественные методы применялись очень давно (считали количество чего-либо). Платон: математическое моделирование зашло дальше (всё моделировал треугольниками, мир состоит из треугольников). Галилей моделировал знаковую модель физического процесса.

Гуманитарное познание: контент-анализ (переводятся документы в электронную форму; высказывается гипотеза, например, о смысле этой исторической эпохи и т.п.; определяется частота повторения каких-то слов, затем, проанализировав текст, компьютер выдаёт, принимается ли гипотеза или нет).

Математика нужна науке тогда, когда присутствует большое количество фактов (эмпирического материала), которые нужно структурировать.

Например, у предложения «Письма знакомой из Киева вряд ли смогут заменить для него фотографии его любимой» есть 800 смыслов (например, «знакомая из Киева» значит, что она там живёт или он там с ней познакомился и т.д. по каждому сочетанию слов).

Выделяют статистический подход к языку. Объект – текст. Мы предполагаем, что в массиве есть параметры, которые повторяются. Надо выяснить относительные частоты повторения параметров. Это позволяет определить законы языка (которые будут неточными и вероятностными).

Частотные словари – какое слово встречается чаще в языке в произведениях определённого писателя.

Правило Ципфа: частота появления слова в текстах равна его номеру в частотном словаре, делённом на 10. Где-то 1000 (постоянных, встречающихся в любом тексте) слов составляет 80% любого текста.


Шмоллер: Экономика – культура народа, её надо изучать. Менгель: экономику можно сделать предельно точной наукой (превратить в математику).

Кейнс: науку надо делить на позитивную (можно сделать предельно точной) и нормативную науку.

Минимизировать максимум и максимизировать минимум.

Общая справедливость совпадает с нравственностью в её общем измерении.

Концепции общей справедливости:

1. Кооперативно-холисткая (целая). Даже простое суммирование элементов целого даёт новое качество целому (государство может быть справедливым, но каждый элемент – нет). Государство – условие развитие каждого индивида.

2. Конфликтно-индивидуалистического. Основана на теории договорного образования государства (как охрана). Основная функций – поддерживать безопасность. Цель: дать наибольшее счастье наибольшему количеству людей. Слабость концепции: говорили, что человек от природы добр, но зачем тогда ему законы и суды.

3 принципа частной справедливости:

1. Всем поровну.

2. Каждому по заслугам.

3. Каждому по потребностям.

1 и 3 принципы исторически маргинальны – они не реализуется в нашей истории.

Аристотель: произвольные и непроизвольные отношения. Рынок – пространство уравнивающей справедливости.

20.  Компьютеризация науки, её проблемы и следствия.

Одна из важных закономерностей развития науки - усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

Роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. Уже в античности была создана геометрия Евклида, сформулирована теорема Пифагора и т.п. А Платон у входа в свою знаменитую Академию начертал девиз: "Негеометр - да не войдет". В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей говорил о том, что тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Поскольку, согласно Галилею, "книга Вселенной написана на языке математики", то эта книга доступна пониманию для того, кто знает язык математики И. Кант считал, что в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько в ней имеется математики. Иначе говоря, учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика.

История познания и его современный уровень служат убедительным подтверждением "непостижимой эффективности" математики, которая стала действенным инструментом познания мира. Она была и остается превосходным методом исследования многообразных явлений, вплоть до самых сложных - социальных, духовных. Сегодня становится все более очевидным, что математика - не "свободный экскурс в пустоту", что она работает не в "чистом эфире человеческого разума", а руководствуется в конечном счете данными чувственного опыта и эксперимента, служит для того, чтобы многое сообщать об объектах окружающего мира. "Математику можно представить как своего рода хранилище математических структур. Некоторые аспекты физической или эмпирической реальности удивительно точно соответствуют этим структурам, словно последние "подогнаны" под них". Как это ни парадоксально, но именно столь далекие от реальности математические абстракции позволили человеку проникнуть в самые глубокие горизонты материи, выведать самые сокровенные ее тайны, разобраться в сложных и разнообразных процессах объективной действительности.

Математические понятия есть не что иное, как особые идеальные формы освоения действительности в ее количественных характеристиках. Они могут быть получены на основе глубокого изучения явлений на качественном уровне, раскрытия того общего, однородного содержания, которое можно затем исследовать точными математическими методами.

Сущность процесса математизации, собственно, и заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Последние должны быть достаточно развитыми, зрелыми в теоретическом отношении, осознать в достаточной мере единство качественного многообразия изучаемых ими явлений. Именно этим обстоятельством прежде всего определяются возможности математизации данной науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.