1. Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки. 2
2. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 2
3. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 5
4. Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности. 9
5. Проблемы возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука. 12
6. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре. 14
7. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 17
8. Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения. 20
9. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания. 22
10. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени. 25
11. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли. 26
12. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 30
13. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма. 31
14. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности. 32
15. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук. 34
16. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания. 40
17. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания. 42
18. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания. 45
19. Возможности применения количественных методов в современной науке. 45
20. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия. 46
21. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 47
22. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 52
23. Процедуры обоснования теоретических знаний. 53
24. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки. 55
25. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания. 57
26. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 60
27. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть. 62
28. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. 64
29. Главные характеристики современного этапа развития науки. 65
30. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. 67
Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) 73
1. Специфика социально-гуманитарного познания. 73
2. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура. 76
3. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания. 76
4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы). 76
5. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках. 76
6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 77
7. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании. 77
8. Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания. 77
9. Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания. 79
10. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках. 82
11. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании. 84
12. Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании. 85
13. Понятие факта в социально-гуманитарном познании. 86
14. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании. 87
15. Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста. 88
16. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании. 90
17. Прогностические возможности социального и гуманитарного познания. 93
18. Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания. 94
19. Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании. 95
20. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках. 95
Современные философские проблемы экономической теории. 98
1. Экономическая теория и философия науки. 98
2. История экономической науки и разработка философских проблем экономической науки. 98
3. Потребности, интересы, деятельность. 99
4. Позитивный компонент экономической теории. 100
5. Модели человека в структуре научной экономической мысли. 102
6. Ценностные аспекты научного экономического мышления. 103
7. Проблема соотношения этики и экономики. 105
8. Динамические модели глобального и экономического развития. 105
9. Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора. 105
10. Новые технологии и «информационная экономика». 106
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. Со временем изменяются основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.
Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философия науки.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.
Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философского знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58