Еще одно немаловажное обстоятельство способствовало обращению к ученому знанию - потребность борьбы с еретиками. Ведь еретик - толкователь - в той или иной степени свободы - Священного Писания. Аргумент веры, следовательно, недостаточен в борьбе с ересью, так как еретик - верующий, иногда фанатично, человек. Необходима ученая мудрость, чтобы доказать ложность еретических посылок.
Перейдем к рассмотрению второго типа веры, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании.
Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек постоянно осуществляет выбор. Обстоятельства, при которых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив в выборе тактики действия. Там где индивид не может прийти к однозначному решению, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.
Вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Но и вера не возникает на пустом месте. Она формируется жизненными обстоятельствами, практическим опытом. Поэтому можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.
Конечно, вера ученого существенно отличается от веры невежественного человека. Вера ученого аккумулирует весь его жизненный опыт, опирается в определенных ситуациях на историю науки и накопленные знания. К тому же его вера корректируется научным сообществом.
Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина - это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для подвижников науки, искусства поиск истины всегда составлял и составляет смысл всей жизни.
Истина - величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник. Нет и в принципе не может быть заблуждения, решительно ничего не отражающего. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Критерии истинности знания. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждений?
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - "квадрат имеет четыре стороны". Такое понимание критерия опирается на веру в силу логики мышления, достоверность восприятия им реальности. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.
Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако, из истории науки известно, что первооткрыватели, отстаивая истину, как правило, оказывались в одиночестве.
В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость.
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином "реализуемость". В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике.
Однако практика не только подтверждает истину и разоблачает заблуждения, но и хранит молчание относительного того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.
Реальность делится на объективную и субъективную. О.р. – объективный мир, существующий не зависимо от человека, его воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. С.р. является отражением объективной реальности. Два вида реальности активно воздействуют друг на друга. Идеальное объективно. Напр. таблица умножения являясь идеальным, объективно отражает законы реального материального бытия. Материя - бесконечное множество, существующих в мире объектов, это всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, форм движения, существующая объективно, независимо от человека. Весь окружающий мир-это постоянно движущаяся материя. Движение-атрибут материи. Уже в древности появлялись идеи о существовании всеобщего начала.(субстанции). В Др. Греции. по субстанцией понимали огонь, воду, землю(философы физиса), атомы(Демокрит, Левкип, Эпикур). Атомистические идеи получили развитие в работах Ньютона, Ломоносова. 16-19вв.- период механистических взглядов. Материя рассмат. Как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, способных перемещаться. Субъективные идеалисты отождествляли материю с ощущениями. Объективные идеалисты, считали, что материя пассивна инертна. Жизнь ей придает идею. Для материализма и идеализма характерно отождествление материи с веществом. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя – всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей, но она не существует вне вещей, а только через них. Сделанные в кон.19-нач.20вв. открытия опровергли старую механистич. картину. (открытие рентгеновских лучей – опровержен. непроникаемости материи, открытие дефекта массы ядра при радиоак. изл). Открытие электрона – опровержение неделимости атома. Уточненное понятие материи было предложено Лениным. Материя – философская категория для обозначения объект. Реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделяется два признака: 1.Признание первичности материи по отношению к сознанию (принцип объективности). 2.Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин проводит разделение между пониманием материи и естественнонаучными знаниями. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул. Все составные части связаны. Структурность-внутренне расчлененная целостность,закономерный порядок связи элементов в составе целого. Структурные уровни материи: субмикроэлементарный(гипотетическая форма существования), микроэлементарный (элем. частицы), ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический (жидкие и твердые тела), космический. Также выделяют органический уровень, биологический уровень (живое),социальный уровень. Один уровень материи не сводим к другому. Каждая форма материи – будь то космическая система, атом, молекула, организм или человек – качественно своеобразна. Поэтому она не может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов. Физика не сводится к механике, химия к физике, биология не сводится к совокупности механических, физических и хим. явлений. Материя имеет свойство неуничтожимости. Происходят постоянные превращения из одной формы существования в другую, при которых материя сохраняется как субстанция. Принцип неуничтожимости и несотворение материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие., позволившие глубже и полнее понять процессы, кот. происх. В различных частях природы. Какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным.
Время и Пространство основные формы существования материи. Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от сознания, восприятие и измерение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58