Рефераты. Основы маркетинга

товары длительного пользования--материальные изделия, обычно предназначенные для многократного использования;

товары кратковременного использования--материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.

услуги -- объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворе-ния потребностей.

В основном товары классифицируют по своему назначению и выделя-ют товары широкого потребления, или потребительские товары и товары промышленного назначения, или производственно-технические товары.

Товары широкого потребления, или потребительские товары, предназ-начены для конечного потребителя, для личного, семейного или домаш-него использования. Главным принципом отнесения товара к данной группе является место использования, а не конкретное назначение, сущ-ность. Так, калькулятор, телефон, пылесос, холодильник являются потре-бительскими товарами только в том случае, если приобретаются для личного, семейного или домашнего использования.

Одним из удобных методов классификации данной группы товаров является разбивка их на группы на основе покупательских привычек.

Товары повседневного спроса--товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравне-ние между собой. Эти товары, в свою очередь, можно разбить на три подгруппы: основные товары постоянного спроса, товары импульсивной покупки и товары для экспертных случаев.

Товары предварительного выбора--товары, которые потребитель в процессе покупки, как правило, сравнивает между собой по показа-телям пригодности, качества, цены и т. д. (мебель, одежда, бытовые приборы). При продаже таких товаров необходимо иметь их широкий ассортимент, чтобы удовлетворить самые разнообразные индивидуаль-ные вкусы.

Товары особого спроса--товары с уникальными характеристиками и (или) отдельные марочные товары (конкретные марки автомобилей, одежда известных модельеров). Товары особого спроса не предполагают никаких сравнений, при этом удобство расположения дилеров также не имеет особого значения, так как покупатели готовы преодолеть значи-тельные расстояния, чтобы приобрести искомый товар.

Товары пассивного спроса--товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, надгробия и т. д. Уже в силу своей природы подобные товары требуют для своего сбыта значительных мар-кетинговых усилий.

ТОВАРЫ

ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

Основные товары постоянного

спроса

Товары

импульсной

покупки Товары для экстренных случаев

ТОВАРЫ

ПРЕДВАРИ-ТЕЛЬНОГО

ВЫБОРА

Схожие

товары Несхожие

товары

ТОВАРЫ

ОСОБОГО СПРОСА

ТОВАРЫ

ПАССИВ-НОГО

СПРОСА

Рис. 1. Классификация товаров широкого потребления

Товары и услуги производственного назначения приобретаются для использования в производстве других товаров и услуг для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям. Они включают оборудование, сырье, услуги по обслуживанию производства.

Товары производственного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности.

МАТЕРИАЛЫ

И ДЕТАЛИ

Сырье

Полуфабрикаты

и детали

КАПИТАЛЬНОЕ

ИМУЩЕСТВО

Стационарные

сооружения

Вспомогатель-ное

оборудова-ние

ВСПОМОГА-

ТЕЛЬНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

И УСЛУГИ

Вспомогатель-ные материалы

Деловые

услуги

Рис. 2. Классификация товаров производственного назначения

Из рис. 2 видно, что характеристики товара оказывают большое влияние на стратегию маркетинга. Сходство природных ресурсов и полу-фабрикатов между собой ограничивают размах деятельности по стимули-рованию их сбыта. Основными маркетинговыми соображениями в данном случае являются цена и надежность поставщика. Капитальное имущество относится к разряду основных закупок, осуществляемых, как правило, непосредственно у производителя, поэтому техника личных продаж здесь играет большую роль, чем реклама. Вспомогательные материалы являют-ся для рынка товаров промышленного назначения тем же, чем являются товары повседневного спроса для потребительского рынка. Основными соображениями при закупках этих товаров являются цена и сервис.

Таким образом, товаром может быть какой-либо предмет обмена, способный удовлетворять определенные потребности. В связи с этим товар должен обладать потребительной стоимостью, которая обычно формируется в несколько этапов.

Первый этап связан с формированием основного назначения товара удовлетворения определенных потребностей. На данной стадии основной задачей маркетинга является четкая формулировка основного назначения товара, отражающего наиболее общие требования той группы потребителей, для которой товар предназначен.

На втором этапе важно установить конкретные показатели качества товара--его надежность, долговечность, технологичность, а также эрго-номические, эстетические и другие свойства.

На третьем уровне происходит формирование дополнительных харак-теристик потребительной стоимости товара, отражающих суть организа-ционно-экономических факторов, а именно, цены товара, экономических условий его продажи, условия доставки, обслуживания, наличия гарантий и прочее.

Четвертый этап отражает личностные особенности потребителя, что наиболее важно для организации товародвижения продукции. К данным особенностям относятся положительные черты предлагаемого товара по отношению к конкурентоспособной продукции, общественное признание товара, перспективы развития товара и другое.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии кон-куренции фирма не может полагаться только на существующие товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий, и кон-куренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить их этими новин-ками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.

Под “новинками” понимают оригинальные изделия, улучшенные вари-анты или модификации существующих товаров, а также новые марки фирмы-производителя. Новаторство может быть весьма рискованным. По данным Ф. Котлера, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышлен-ного назначения--20%, а на рынке услуг--18%. Тревожный уровень неудач новых товаров на рынке широкого потребления заставляет осо-бенно тщательно прорабатывать каждую стадию создания новинки.

Проблема конкурентоспособности товаров занимает одно из централь-ных мест в рыночной экономике, однако, на практике понимание кон-курентоспособности еще не устоялось. В обыденных представлениях под конкурентоспособностью товара, как правило, подразумевается все то, что обеспечивает ему определенные преимущества на рынке. Такое определение слабо проясняет суть рассматриваемого явления, при этом упускается сущность конкурентоспособности как характеристики товара, в связи с которой происходит распределение спроса между аналогичны-ми товарами на рынке.

Иногда под конкурентоспособностью понимают лишь комплекс потре-бительских свойств, отделяя его от стоимости, при этом отождествляя термин “конкурентоспособности” с понятием качества товара.

Исходя из этого конкурентоспособность определяется как характерис-тика товара, в которой отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия потребностям потребителя, так и по затратам на их удовлетворения. Как потребительские свойства товара неотделимы от его стоимостных характеристик, так их величина конкурентоспособности товара зависит от размера его потребительских свойств и стоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.