показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Архив сайта
 
Страницы
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры

Погода в Армении





Яндекс
цитирования

 
Вт
29
Май '07

Франги: историко-этнографическое исследование. Заключение

На основании приведенного рассмотрения исторических условий, складывавшихся вокруг пропаганды католицизма среди армянского населения еще с ХIII-го века; а также проведенного описания культуры этноконфессиональной группы армяно-католиков (франгов) имеет смысл сделать следующие предварительные выводы.

1. Исторически, со средних веков, (ХIII-ХIV вв) складывалось так, что армяне переходили в лоно католической церкви целыми сельскими общинами. Причем, этот процесс носил необратимый характер; сразу же в новых местах основывались монастыри. Замечено также, что в одном из первоначальных районов распространения католичества среди армян - в Артазе (область к северо-востоку от озера Ван) проживало население, которое являлось продуктом смешения разных этнических слоев: армян и аланов.

2. Среди франгов выделяются армяно-католики (униаты) и армяно-католики, находящиеся под юрисдикцией римского престола. И как явствует история г.Тифлиса между армяно-католиками и собственно католиками складывались порой далеко не радужные отношения. Хотя известно, что в г.Краснодаре находили возможным вести богослужение и на польском, и на армянском языках.

3. Основные районы расселения франгов не образуют собой единый территориальный массив и находятся порой в значительном отдалении друг от друга. Только лишь с начала ХIХ века в результате миграции армян из Турции в Российскую империю Месхет-Джавахетия (современные Ахалцихский, Ахалкалакский и Богдановский районы республики Грузия) становится местом средоточения отдельных франгских общин. Опять же отличающихся друг от друга по диалекту армянского языка; месту прежнего проживания в Западной Армении; в некоторых чертах традиционной культуры.

4. Видимо, слово “франг” было поначалу экзоэтнонимом и по началу обозначало в Турции принадлежность к христианской реигии вообще. Впоследствии оно было воспринято армяно-католиками и теперь уже его можно признать в качестве экзоэтнонима. Хотя некоторые группы франгов не стремятся назвать себя франгами и старательно открещиваются от такого самоназвания. В третьем случае люди осознают себя франгами, но не желают открыто признавать это. Кроме слова франг, армяне-григориане пользуются еще словом “поч-ктрац” (букв.: “безхвостые”) для обозначения армяно-католиков.

5. Нами выделено пять локальных групп франгов: Богдановского района района, Ахалкалакского района, Ахалцихского района, г.Тифлиса, г.Ардвина. В наибольшей степени самобытность традиционной культуры проявляется в среде франгов первых трех районов; за счет того, что здесь франги по большей части проживают однородными франгскими общинами и достаточно защищены от влияния представителей других этнических культур (к примеру, грузин).

6. Вряд ли можно сказать, что франгов этих пяти районов можно объединить в некую культурную общность. Исключая случаи, когда франги переселяются из одного района в другой, но сохраняют прежние традиции и бытовые привычки (пример: франги Ахалкалака, переселившиеся из Ахалциха).

7. Безусловно, в наши дни менее заметно проводится граница между армяно-католиками и армянами-григорианами в силу набирающих оборот консолидационных процессов в рамках общей армянской нации. Однако франгские общины Месхет-Джавахетии отличаются стойкой живучестью: они организуют жительство для католических священников и исправно посещают церковные богослужения. Потомки франгов, поселившись в городах Грузии и России все же хранят память о своей принадлежности к данной этноконфессиональной группы. Данная работа отнюдь не исчерпывает всей проблематики темы, не были рассмотрены персидские франги, польские франги. А по некоторым из районов расселения франгов (г.Тифлиса, г.Ардвина) нет или почти не существует этнографических данных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авакян Н.Х. Об ареалах народного костюма армян (ХIХ вв)// КЭС, 1976 Вып.6, С.188-201.
  2. Акимов В.Н. Свадебные обряды ахалцихских армян//Этнографическое обозрение. Кн. 1, 1889г.
  3. Армянская Советская Энциклопедия. (на арм.) Т.1-12.
  4. Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Армяне // РН 1978, Вып. 8, С.262-271.
  5. Атабадзе Ю.Д.. Волкова Н.Г. Старый Тбилисси. Город и горожане в ХIХ в., М.1990.
  6. Бдоян В.А. Кровнородственный “азг” и родственные отношения у армян //СЭ.1952 N 1. С.189 - 192.
  7. Бдоян В. Армянские народные игры (на арм.), Ереван, 1963.
  8. Бинкевич Е. Армяне//Религиозные верования народов СССР.Т.2, М., Л., 1931. С, 105 - 139 Илл.
  9. Брегадзе Н.Л. К вопросу об этническом составе Грузии в ХVII в.//КЭС 1976. Вып. 6, С.238-253 Илл.
  10. Вардумян Д.С. Некоторые материалы по этнографии армян//КСИЭ, 1960. Вып.33, С.31-38 Илл.
  11. Вермишев Х.А. Экономический быт государственных крестьян в Ахалкалакском и Ахалцихском уездах Тифлисской губернии//Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. С.II, Тифлисс, 1886.
  12. Волкова Н.Г. Этнические процессы в Грузинской ССР//этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978.
  13. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии ХIХ-ХХ вв.: традиции и инновации М., 1982.
  14. Державин Н.С. Из жизни артвинских армян (об армяно-католиках)// СМОМПК Вып. 3, Тифлисс. 1906.
  15. Ернизов А. Этнографический материал, существующий на армянском языке//Кавказ, 1875 N 44.
  16. Загурский Л. Поездка в Ахалцихский уезд в 1972г.//Записи… кн. VIII Тифлис, 1873г.
  17. Известия Кавказского отдела Российского Императорского географического общества. Тифлис, 1915. Т.23 N 1.
  18. Известя Кавказского отдела … Тифлис 1916 Т.24*
  19. Известия Кавказского отдела… Тифлис, 1880. Т.2.
  20. Кавказский календарь на 1893г. Тифлис, 1892, С.9-31.
  21. Карская область//СМОМПК Вып.3 Отдел I, Тифлис, 1883.
  22. Католическая церковь. Словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1895. Т.ХIХ А. С.740-746.
  23. Лалаян Е. Джавахк//Азгаракан андес. 1896. Т.1. С.240.
  24. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. М., 1985.
  25. Лисициан С.Д. Крестьянское жилище Высокой Армении//Известия Кавказского историко-археологического института. Т.IV, Тифлис, 1926.
  26. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении//КЭС, 1, М., 1955.
  27. Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван, 1922.
  28. Ломсадзе Ш. Католицизм в Грузии//Грузинская Советская Энциклопедия. Т.V, Тбилиси, 1980.
  29. Марр Н.Я. Батум, Ардаган, Карс - исторический узел межнациональных отношений Кавказа. Т., 1922.
  30. Мачавариани. Город Артвин//СМОМПК Вып.22, отдел II Тифлис, 1897г.
  31. Микаэлян Г.Л. Нор-Баязет//Армянская этнография и фольклорные материалы и исследования.11. Ереван, 1980 (на арм.).
  32. Несколько слов о жизни и быте крестьян Ахалкалакского уезда//Кавказ, N 211.
  33. Ортели И.А. Фольклор и быт Мокса, М., 1982.
  34. Петросян Э. Сюжеты и образцы народного драматического творчества.
  35. По Ахалцихскому уезду//СМОМПК Вып.7, Отдел I, Тифлис, 1889.
  36. По Ахалцихскому уезду//СМОМПК Вып.25, Тифлис, 1898г.
  37. Тер-Саркисьянц А.Е. Брак и свадебный цикл у армян (2 пол. ХIХ - нач.ХХ вв.)//КЭС. 1989, Вып. 9, С.246-284, Илл.
  38. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках, М.1988.
  39. Топчишвили Р.А. Посемейные списки Тифлисской губернии 1886г. как этнографический источник//СЭ 1989, N 6.
  40. Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб, 1852.
  41. Янович. Очерки Карсской области//СМОМПК Вып.34, Тифлис,1904.

Комментарии отключены.