показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Архив сайта
 
Страницы
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры

Погода в Армении





Яндекс
цитирования

 
Пт
16
Ноя '07

О лидерах и межнациональных конфликтах

***

vkoshel.jpg/Маштоц/Армянские общественные объединения прошли долгий и трудный путь своего становления и развития. Проанализировать изменения, произошедшие в диаспоре с момента принятия первого закона, регулирующего взаимоотношения государства и национально-культурных автономий, до современного состояния армянских общественных организаций края мы попросили начальника отдела по межнациональным отношениям и взаимодействию с национально-культурными объединениями Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края Владимира КОШЕЛЯ.

- Владимир Николаевич, насколько мне известно, Вы не только взаимодействуете по долгу службы с национальными общественными организациями, но давно и тесно лично общаетесь с их активистами и лидерами. Насколько сегодня активна армянская общественность?

- Нужно отметить, прежде всего, тот факт, что самая крупная армянская организация края – Региональное отделение «Союза армян России» - в последнее время стала более открытой для диалога с властью. Сеть САР существует практически везде, где компактно проживает армянское население. На начало 90-х существовала одна достаточно мощная армянская община – Общество памяти Месропа Маштоца в Краснодаре, остальные – даже в местах компактного проживания армянского населения, - по сравнению с ним были слабее. На сегодняшний день в крае зарегистрировано 119 национально-культурных общественных организаций, из которых 42 – армянские. В настоящее время проходит процедуру регистрации в органах юстиции еще одна армянская общественная организация – Краснодарский городской Армянский культурный центр «Хачкар», - сорок третья. Другой вопрос, насколько они активны.
По моим наблюдениям, во многом отношение к народу определяется личностными качествами его общественных лидеров. Там, где лидер, руководитель общественной организации амбициозен и нетерпим к чужому мнению, неконтактен с органами власти – там созревает плодотворная почва для межнационального конфликта и непонимания. От этого зависит отношение всего населения к армянству в данном регионе.

- Армяне достаточно давно проживают на Кубани, и, как свидетельствует история, никогда не воспринимались в крае как «чужаки». Так какова же природа той напряженности, имевшей место в не таком уж далеком прошлом?

- Армянские общины активизировались в конце 80-х, и только в середине 90-х государством были выработаны «правила игры» – я говорю о принятии двух нормативных актов - закона РФ «Об общественных объединениях» и законе РФ «О национально-культурной автономии». Это был первый шаг к урегулированию отношений между властью и общественностью. Сильно повлияла на обострение межнациональной обстановки миграция – землетрясение в Спитаке, война в Карабахе, тяжелое экономическое положение в Армении спровоцировали приток мигрантов, которые, естественно, стремились быть поближе к соотечественникам, землякам, родственникам. Кроме того, больший процент приезжих составляли жители сельской местности, - то есть, более низкого культурного уровня и хуже, чем городские, а порой и вовсе не владеющие языком местного населения. Существует научно доказанный факт: если «чужие» составляют более 15% населения в том или ином регионе, то в таком обществе созревает напряженность, приводит к определенным «перекосам», вызывает этнофобию – страх перед неизвестной, чужой культурой, традициями и нравами. Так было в 2000-2001 гг. в Кавказской, Кореновске, Славянске-на-Кубани, Старотитаровской.
Еще до переписи населения 2002 года был составлен этнический паспорт нашего края, где мы обозначили потенциально конфликтные точки. Был усилен контроль за миграционными процессами. И когда мы разгадали эту загадку – глубинные психологические причины зарождения межнационального конфликта, то стали в виде эксперимента вводить в потенциально конфликтную среду культурно-этнический компонент. То есть, проведение тех же межнациональных культурных мероприятий, где каждое национально-культурное объединение показывало свои культурные этнические особенности, знакомило население со своими традициями в быту. Это выставки предметов национальных промыслов, национальных костюмы, блюда национальных кухонь, фольклор и так далее. Ситуацию удалось стабилизировать, конечно, не без помощи общественности и лидеров национальных общин.

- Сегодня в тесном сотрудничестве заинтересованы как национальные общины, так и власть. Можно сказать, что диалог стартовал весьма успешно – каковы его перспективы?

- С 2005 года ежегодно утверждается Законодательным собранием края и работает краевая Программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур. Она представляет собой первоочередные задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и иных институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений, учитывающие современные политические реальности и весь комплекс экономических, культурных, этнополитических, религиозных и других особенностей народов края. Основная цель программы - обеспечение условий для полноправного национально-культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека, гражданина и признания их высшей ценностью.
Кроме того, помимо этой работы, в настоящее время разрабатывается специальная подпрограмма по предупреждению и профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде. Общество наше уже готово к тому, чтобы противостоять тому негативу, который зачастую зарождается и выплескивается именно из молодежной среды. Если в начале 90-х обычный бытовой конфликт на дискотеке или в баре мог перерасти в массовое противостояние двух или более этнических групп населения, то сегодня взрослые – с обеих сторон – стремятся решить конфликт путем диалога и консенсуса.

- А то, что произошло в Карельском городе Кондопога в 2006 году – нежелание местного населения идти путем переговоров или недоработка властей?

- В июле этого года в Анапе проходил семинар, организованный Московским центром межнационального сотрудничества (директор – Ашот Айрапетян), в котором приняла участие первый заместитель министра по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии Елена Антошко. Мы разговорились, и я задал ей тот же вопрос. Как оказалось, причиной такого финала обычного бытового конфликта была плохо организованная работа администрации – отсутствие взаимодействия с общественными организациями, отсутствие профилактики подобных ситуаций и, на мой взгляд, самое важное – не было взаимодействия между государственными структурами, призванными поддерживать порядок и законность – с ГУВД, ФСБ - то есть, того, чем мы постоянно занимаемся на протяжение последних нескольких лет. Например, изучая конфликты сразу в нескольких очагах, мы обнаружили, что, несмотря на то, что конфликтные точки находятся на достаточном расстоянии друг от друга, везде присутствуют общие причины их возникновения. Были случаи и намеренного провоцирования конфликтов. И хочу предупредить, что такие провокации возможны особенно сейчас, в предвыборный период. В связи с этим напомню, что все политические партии состоят в общественном договоре о том, чтобы не допустить разыгрывание межэтнической карты, не играть на национальных чувствах людей. И здесь еще хотелось бы сказать о роли СМИ, с которыми мы так же проводим постоянную работу, объясняя, что должна быть корректная подача материала, - если Вы заметили, в краевых СМИ стали чаще появляться материалы о культурах народов, населяющий Краснодарский край, об обычаях, особенностях и традициях. Это – так же часть той большой программы, по которой мы работаем, и которая в последние годы финансируется из бюджета Краснодарского края, ведь некорректное печатное слово может привести даже к более плачевным последствиям, чем бытовой конфликт или столкновение в молодежной среде.

- Работа по взаимодействию с общественными национальными объединениям, дала сегодня свои положительные результаты?

- …Настолько, что решением Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, подписанным Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым в феврале текущего года, рекомендовано органам государственной власти продолжить эту работу не только в Краснодарском крае, но и во всех субъектах РФ. То есть, тот опыт, который наработан у нас, теперь будет изучен и заработает на федеральном уровне. В частности имеется в виду позитивный опыт работы органов государственной власти Краснодарского края по проведению в жизнь государственной национальной политики: разработка соответствующих целевых программ, организация системы мониторинга этнополитической ситуации в субъекте Федерации в целом и в конкретных муниципальных образованиях, издание информационно-справочных материалов по данной проблематике, организация взаимодействия с национально-культурными автономиями, национальными движениями, профилактическая работу по предупреждению и предотвращению межнациональных конфликтов, опыт работы со СМИ и политическими партиями. Так же будет придан системный характер работе, связанной с совершенствованием нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений, будут созданы специальные подразделения, курирующие межнациональные и этноконфессиональные отношения, вопросы взаимодействия с национально-культурными организациями – если, конечно, таких подразделений нет в структуре органов исполнительной власти в других субъектах. Кроме того, в настоящее время на федеральном уровне изучается с учетом многочисленных обращений с мест вопрос о воссоздании федерального Министерства по национальной политике или создании подобного органа, в ведении которого находились бы вопросы анализа состояния межэтнических отношений в целом по стране.
//Алена Саркисова

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.