***
/Маштоц/Армянские общественные объединения прошли долгий и трудный путь своего становления и развития. Проанализировать изменения, произошедшие в диаспоре с момента принятия первого закона, регулирующего взаимоотношения государства и национально-культурных автономий, до современного состояния армянских общественных организаций края мы попросили начальника отдела по межнациональным отношениям и взаимодействию с национально-культурными объединениями Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края Владимира КОШЕЛЯ.
- Владимир Николаевич, насколько мне известно, Вы не только взаимодействуете по долгу службы с национальными общественными организациями, но давно и тесно лично общаетесь с их активистами и лидерами. Насколько сегодня активна армянская общественность?
- Нужно отметить, прежде всего, тот факт, что самая крупная армянская организация края – Региональное отделение «Союза армян России» - в последнее время стала более открытой для диалога с властью. Сеть САР существует практически везде, где компактно проживает армянское население. На начало 90-х существовала одна достаточно мощная армянская община – Общество памяти Месропа Маштоца в Краснодаре, остальные – даже в местах компактного проживания армянского населения, - по сравнению с ним были слабее. На сегодняшний день в крае зарегистрировано 119 национально-культурных общественных организаций, из которых 42 – армянские. В настоящее время проходит процедуру регистрации в органах юстиции еще одна армянская общественная организация – Краснодарский городской Армянский культурный центр «Хачкар», - сорок третья. Другой вопрос, насколько они активны.
По моим наблюдениям, во многом отношение к народу определяется личностными качествами его общественных лидеров. Там, где лидер, руководитель общественной организации амбициозен и нетерпим к чужому мнению, неконтактен с органами власти – там созревает плодотворная почва для межнационального конфликта и непонимания. От этого зависит отношение всего населения к армянству в данном регионе.
- Армяне достаточно давно проживают на Кубани, и, как свидетельствует история, никогда не воспринимались в крае как «чужаки». Так какова же природа той напряженности, имевшей место в не таком уж далеком прошлом?
- Армянские общины активизировались в конце 80-х, и только в середине 90-х государством были выработаны «правила игры» – я говорю о принятии двух нормативных актов - закона РФ «Об общественных объединениях» и законе РФ «О национально-культурной автономии». Это был первый шаг к урегулированию отношений между властью и общественностью. Сильно повлияла на обострение межнациональной обстановки миграция – землетрясение в Спитаке, война в Карабахе, тяжелое экономическое положение в Армении спровоцировали приток мигрантов, которые, естественно, стремились быть поближе к соотечественникам, землякам, родственникам. Кроме того, больший процент приезжих составляли жители сельской местности, - то есть, более низкого культурного уровня и хуже, чем городские, а порой и вовсе не владеющие языком местного населения. Существует научно доказанный факт: если «чужие» составляют более 15% населения в том или ином регионе, то в таком обществе созревает напряженность, приводит к определенным «перекосам», вызывает этнофобию – страх перед неизвестной, чужой культурой, традициями и нравами. Так было в 2000-2001 гг. в Кавказской, Кореновске, Славянске-на-Кубани, Старотитаровской.
Еще до переписи населения 2002 года был составлен этнический паспорт нашего края, где мы обозначили потенциально конфликтные точки. Был усилен контроль за миграционными процессами. И когда мы разгадали эту загадку – глубинные психологические причины зарождения межнационального конфликта, то стали в виде эксперимента вводить в потенциально конфликтную среду культурно-этнический компонент. То есть, проведение тех же межнациональных культурных мероприятий, где каждое национально-культурное объединение показывало свои культурные этнические особенности, знакомило население со своими традициями в быту. Это выставки предметов национальных промыслов, национальных костюмы, блюда национальных кухонь, фольклор и так далее. Ситуацию удалось стабилизировать, конечно, не без помощи общественности и лидеров национальных общин.
- Сегодня в тесном сотрудничестве заинтересованы как национальные общины, так и власть. Можно сказать, что диалог стартовал весьма успешно – каковы его перспективы?
- С 2005 года ежегодно утверждается Законодательным собранием края и работает краевая Программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур. Она представляет собой первоочередные задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и иных институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений, учитывающие современные политические реальности и весь комплекс экономических, культурных, этнополитических, религиозных и других особенностей народов края. Основная цель программы - обеспечение условий для полноправного национально-культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека, гражданина и признания их высшей ценностью.
Кроме того, помимо этой работы, в настоящее время разрабатывается специальная подпрограмма по предупреждению и профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде. Общество наше уже готово к тому, чтобы противостоять тому негативу, который зачастую зарождается и выплескивается именно из молодежной среды. Если в начале 90-х обычный бытовой конфликт на дискотеке или в баре мог перерасти в массовое противостояние двух или более этнических групп населения, то сегодня взрослые – с обеих сторон – стремятся решить конфликт путем диалога и консенсуса.
- А то, что произошло в Карельском городе Кондопога в 2006 году – нежелание местного населения идти путем переговоров или недоработка властей?
- В июле этого года в Анапе проходил семинар, организованный Московским центром межнационального сотрудничества (директор – Ашот Айрапетян), в котором приняла участие первый заместитель министра по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии Елена Антошко. Мы разговорились, и я задал ей тот же вопрос. Как оказалось, причиной такого финала обычного бытового конфликта была плохо организованная работа администрации – отсутствие взаимодействия с общественными организациями, отсутствие профилактики подобных ситуаций и, на мой взгляд, самое важное – не было взаимодействия между государственными структурами, призванными поддерживать порядок и законность – с ГУВД, ФСБ - то есть, того, чем мы постоянно занимаемся на протяжение последних нескольких лет. Например, изучая конфликты сразу в нескольких очагах, мы обнаружили, что, несмотря на то, что конфликтные точки находятся на достаточном расстоянии друг от друга, везде присутствуют общие причины их возникновения. Были случаи и намеренного провоцирования конфликтов. И хочу предупредить, что такие провокации возможны особенно сейчас, в предвыборный период. В связи с этим напомню, что все политические партии состоят в общественном договоре о том, чтобы не допустить разыгрывание межэтнической карты, не играть на национальных чувствах людей. И здесь еще хотелось бы сказать о роли СМИ, с которыми мы так же проводим постоянную работу, объясняя, что должна быть корректная подача материала, - если Вы заметили, в краевых СМИ стали чаще появляться материалы о культурах народов, населяющий Краснодарский край, об обычаях, особенностях и традициях. Это – так же часть той большой программы, по которой мы работаем, и которая в последние годы финансируется из бюджета Краснодарского края, ведь некорректное печатное слово может привести даже к более плачевным последствиям, чем бытовой конфликт или столкновение в молодежной среде.
- Работа по взаимодействию с общественными национальными объединениям, дала сегодня свои положительные результаты?
- …Настолько, что решением Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, подписанным Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым в феврале текущего года, рекомендовано органам государственной власти продолжить эту работу не только в Краснодарском крае, но и во всех субъектах РФ. То есть, тот опыт, который наработан у нас, теперь будет изучен и заработает на федеральном уровне. В частности имеется в виду позитивный опыт работы органов государственной власти Краснодарского края по проведению в жизнь государственной национальной политики: разработка соответствующих целевых программ, организация системы мониторинга этнополитической ситуации в субъекте Федерации в целом и в конкретных муниципальных образованиях, издание информационно-справочных материалов по данной проблематике, организация взаимодействия с национально-культурными автономиями, национальными движениями, профилактическая работу по предупреждению и предотвращению межнациональных конфликтов, опыт работы со СМИ и политическими партиями. Так же будет придан системный характер работе, связанной с совершенствованием нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений, будут созданы специальные подразделения, курирующие межнациональные и этноконфессиональные отношения, вопросы взаимодействия с национально-культурными организациями – если, конечно, таких подразделений нет в структуре органов исполнительной власти в других субъектах. Кроме того, в настоящее время на федеральном уровне изучается с учетом многочисленных обращений с мест вопрос о воссоздании федерального Министерства по национальной политике или создании подобного органа, в ведении которого находились бы вопросы анализа состояния межэтнических отношений в целом по стране.
//Алена Саркисова
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.