показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Архив сайта
 
Страницы
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры

Погода в Армении





Яндекс
цитирования

 
Вт
29
Май '07

Новая волна мигрантов. Рост кризисных явлений во взаимоотношениях между русским и армянским населением Кубани (конец ХХ века)

М. С. Симонян, к.и.н.

По данным на 1 января 1989 г. в СССР проживало 4215 тыс. армян, из них на территории Армении – 66,7%. Высокий процент армян, живущих за пределами своего национально-территориального образования, стал следствием целого ряда исторических процессов, и в конце ХХ в. такой характер расселения армян сыграл решающую роль в их высокой миграционной активности.
В результате политики, проводимой в области межнациональных отношений, и искусственного разграничения этнических территориальных образований в СССР сложились потенциальные зоны повышенной конфликтогенности. С усилением децентрализованных процессов во второй половине 80-х гг. межнациональные отношения в СССР явно обострились, а в некоторых случаях переросли в открытое противостояние. Следствием этого стало массовое бегство населения из «горячих точек» в более безопасные районы, сформировалась новая социальная категория граждан – беженцы и вынужденные переселенцы.
Одной из зон миграционного притяжения стал Краснодарский край. Здесь в 1988 г. появляются первые беженцы-армяне, число которых непрерывно росло. С развалом СССР возникают новые очаги вооруженных противостояний. В Краснодарском крае наблюдался очередной поток армян-мигрантов из Абхазии и Чечни. С середины 90-х гг. основной контингент армян-переселенцев составили выходцы из Армении. Так, со слов начальника Управления по делам национальностей при администрации Краснодарского края Вадима Ремлера, в 1995 г. из всего числа армян-мигрантов они составляли 80%. Причиной массового переселения армян из Армении послужила сложная экономическая ситуация. Другой контингент армян-мигрантов на территории Северо-Западного Кавказа составляли выходцы из Казахстана, Средней Азии и Грузии.
Как мы видим, в 90-х гг. ХХ века на территории Кубани обосновалось две группы армян-мигрантов: вынужденная – из районов боевых действий (Карабах, Абхазия, Чечня) и в результате национального притеснения (Азербайджан) и экономическая, вызванная низким уровнем жизни населения (Армения, Грузия, Казахстан, Средняя Азия). Районами расселения армян-переселенцев стали, главным образом, Черноморское побережье, крупные города Краснодарского края и их пригороды.
Сильная миграционная притяженность территории Кубани для армян стала следствием наличия здесь большой диаспоры, имеющей тесные родственные и дружественные связи со своими соотечественниками далеко за пределами региона.
Рост численности армян в Краснодарском крае можно проследить по данным официального статистического учета. Так, с 1979 по 1989 гг. их число увеличилось на 57,4 тыс. человек, а на период с 1989 по 1997 гг. – на 60,6 тыс. человек. В 2000 г. в Краснодарском крае (без Адыгеи) проживало 241.964 армян (4,82% от общей численности населения). В период с 1979 по 1997 гг. рост численности армянского населения явно происходит за счет механического прироста, а уже с 1997 г. по 2000 г., главным образом, в результате естественного.
Политика местной администрации, направленная на прекращение миграции, ожидаемых результатов не дала. В итоге сотни тысяч человек, живущих на территории Краснодарского края, в том числе этнических русских, оказались на нелегальном положении.
Нередко отсутствие точных данных о числе армян, переселившихся на Кубань в конце ХХ в., служит предметом спекуляции, и цифры, называемые в СМИ, приобретали фантастические масштабы – от 500 тыс. до 1,5 млн. человек, что не соответствовало действительности. Отрицательной стороной увеличения числа армян-мигрантов в регионе стало нарастание кризисных явлений в их взаимоотношениях с русским населением и с казачеством.
В начале 90-х гг. по всему Югу России стали распространяться листовки, общий смысл в которых сводился к тому, что «армяне хотят возродить историческую Великую Армению, в которую якобы входил и Северный Кавказ». Они в определенной степени воздействовали на малоинформированные слои населения и накалили обстановку. В результате армянские общины Краснодарского края через прессу обратились ко всем согражданам Северного Кавказа с просьбой сохранять спокойствие и благоразумие. Позже об этих провокациях было сообщено и в центральных СМИ.
30 марта 1994 г. глава администрации Краснодарского края Николай Егоров подписал постановление, согласно которому на территории Кубани вводился визовый режим. Краевые власти явно превысили свои полномочия, присвоив себе функции федерального центра, но отдельными группами это было воспринято как сигнал к действию. 30 марта в станице Елизаветинской отрядами ОМОНа и группами казаков была проведена проверка паспортного режима, во время которой отмечались случаи избиений армянского населения. Цель акции: заставить жителей неславянского происхождения подписать некое обязательство, по которому они должны в течение трех дней продать свои дома и покинуть станицу. Информация о событиях в станице Елизаветинской просочилась в центральные СМИ и получила определенный резонанс. В результате чего федеральные власти взяли под контроль решение конфликта.
Аналогичные происшествия повторились и в других населенных пунктах края. В итоге Совет армянской общины имени М. Маштоца отправил обращение к прокурорам Краснодарского края и города Краснодара. Но события продолжали разворачиваться по негативному сценарию. 2 апреля в газете «Вольная Кубань» было опубликовано открытое письмо главе администрации Краснодарского края Е.Д. Егорову, начальнику УВД края В.П. Латышеву, атаманам Всекубанского казачьего войска В.П. Громову и Кубанского казачьего войска Е.А. Ногаю, подписанное представителями казачьих обществ Анапского, Крымского, Приморско-Ахтарского, Славянского и Темрюкского районов. В нем в ультимативной форме было предъявлено требование властям принять меры по депортации «приезжих лиц «кавказской национальности» или, в противном случае, они (от авт. - казачьи общества) «оставляют за собой право поднимать народ на общественный суд против кавказцев – нарушителей наших традиций и обычаев». Ситуация грозила в любой момент выйти из-под контроля. В середине апреля глава администрации края Н.Д. Егоров получил послание от премьер-министра Армении Г. Багратяна, в котором говорилось об абсурдности утверждений «о некой заинтересованности Республики Армения в миграции своих граждан». Вмешательство федеральных властей и сдержанность местных, а также позиция атаманов В.П. Громова и Е.А. Ногая, заявивших о недопустимости дальнейшей эскалации возникшей проблемы, позволила избежать открытой конфронтации. Но решение всего комплекса вопросов не произошло. Медлительность федеральных властей в принятии законодательных актов о миграции, с учетом сложившейся реальной ситуации в стране, где сосредоточилось огромное количество переселенцев из иностранных государств, порой вынуждало местные администрации идти вразрез с принятыми нормами и присваивать себе дополнительные полномочия. Это и произошло в Краснодарском крае.
Заметную роль в ухудшении взаимоотношений между армянским и русским населением региона в некоторых случаях играли СМИ, особенно местная печать. Периодически появлялись статьи явно антиармянского характера.
Новый виток конфронтации между двумя народами наблюдается в 2001–2002 гг. Во время выборов депутатов в Государственную Думу весной 2001 г. в Тихорецком избирательном округе, кандидаты на своих встречах с избирателями говорили о необходимость выдворения из края мигрантов, особенно иноэтничных. В станице Казанской после предвыборной агитации одного из кандидатов резко обострилась ситуация: назревало открытое столкновение между русским и армянским населением. Лишь благодаря вовремя введенным в станицу дополнительным милицейским подразделениям, ситуацию удалось удержать под контролем. В ход пошла народная дипломатия.
Поводом к обострению отношений между армянским и русским населением региона послужил целый ряд обстоятельств: активная экономическая деятельность новых переселенцев и их слабая адаптированность, использование местным истэблишментом вопроса о миграции и, в частности, его этнического компонента, преподнося его в негативном ключе во время предвыборных компаний, и другие причины. Инструментами, которыми пользуются определенные круги для создания негативного образа мигранта среди местного населения являются СМИ, в которых периодически появляются статьи, теле- и радиопередачи направленные на разжигание конфликтности.
Становится очевидным, что необходимо всестороннее и детальное изучение возникшей проблемы и осуществление взвешенных мер в области межнациональных отношений на Кубани. Бездействие недопустимо и крайне опасно. С учетом полиэтничности региона, конфликт по национальному признаку может выступить в роли детонатора и вызвать цепную реакцию по всей стране, что может негативным образом сказаться на основных принципах российской государственности.

Комментарии отключены.