На сегодняшний день подавляющее большинство преуспевающих и стабильно работающих предприятий и организаций страны располагают развитой системой внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, которые в совокупности с мерами государственного регулирования социально-трудовых отношений позволяют решить подавляющее большинство проблем в области организации труда.
Система внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов формируется под влиянием:
1. государственных трудовых стандартов и нормативов;
2. государственных и отраслевых стандартов производственной деятельности (если они существуют в данном виде бизнеса);
3. внутрифирменных стандартов производственной деятельности;
4. стандартами трудовых отношений, реализуемыми на различных уровнях социального партнерства.
Формирование системы внутрифирменных стандартов и нормативов является одним из важнейших шагов на пути создания разнообразных систем оценки, которые позволяют осуществить внутренний аудит деятельности организации, выявить слабые и сильные стороны этой деятельности, наметить пути дальнейшего развития. В системе оценки деятельности организации одну из ключевых позиций занимает оценка результатов труда персонала. Её реализация требует рационализации комплекса внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов.
При использовании этого метода оценка работы персонала заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. В целом в качестве рабочих стандартов должны устанавливаться также показатели, которые могут быть достигнуты средним работником. Рабочие стандарты призваны определить, каким должен быть нормальный результат работы за единицу времени (рабочий день, неделю, месяц, год). В таблице 1.1 приводятся примеры рабочих стандартов.
Таблица 1.1 – Образцы рабочих стандартов
Рабочие стандарты
Условия применения
1
2
Средняя производительность (дневная норма выработки) рабочей группы/бригады
Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы
Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника
Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени
Объем выполненной работы за единицу времени
Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий
Рабочие стандарты для каждого вида работ
Нециклические типы работ, где выполняется много различных заданий
Преимущество подхода по формированию внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, состоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. При этом, чтобы успешно использовать стандарты для оценки рабочих показателей, они должны быть не только хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.
Одним из наиболее часто употребляемых трудовых стандартов можно считать профессиограмму, представляющую собой документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещении должности. По своей структуре профессиограмма состоит из:
1. модели работника, отражающей его профессиональные, деловые и личные качества;
2. модели должности, отражающей функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.
В профессиограмме, таким образом, находят отражение профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих сотрудников. В практике деятельности организаций по составлению профессиограмм можно выделить следующие подходы к ее формированию:
- эмпирический. Его особенностью является экспериментальное выявление профессионально значимых качеств. Профессионально-значимые качества могут ранжироваться по уровню значимости для конкретной профессии или должности (например, как обязательные, желательные или безразличные или по 10-балльной шкале оценки);
- аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода осуществляется поэтапный переход от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня профессионально значимых качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;
- совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного перечня профессионально значимых качеств. Определенным недостатком данною подхода является субъективизм и зависимость результатов от авторитета и умения вести дискуссию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]
Независимо от того, какой подход реализует конкретная организация при разработке профессиограмм, целесообразно сформировать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должностей, задействованных в производственной деятельности. Использование профессиограмм в процессе оценки результатов труда позволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены несовпадением характеристик рабочего места (должности) и характеристик исполнителя.
При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.
Достаточно перспективным в процедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессионального стандарта, представляющего собой модификацию модели компетенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает основные требования организации к персоналу, включающие не только параметры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицинские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребностей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.
Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:
- формулировка требований к персоналу в соответствии с организационными процессами и технологиями производства продукции;
- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;
- определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки персонала;
- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1 ).
Внутрифирменный профессиональный стандарт
Рис. 1.1 Задачи внутрифирменного профессионального стандарта
В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоящее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учитывают специфики деятельности конкретных предприятий, то организации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внутрифирменных профессиональных стандартов.
Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действующем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому перед разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компактным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.
Если данная задача будет успешно реализована, то внутрифирменный профессиональный стандарт превращается в самостоятельную систему критериев оценки, максимально приближенную к условиям конкретного производства. Оценка компетенции персонала на основе внутрифирменного профессионального стандарта представлена на рисунке 1.2.
Система сопоставления и анализа компетентности персонала на основе профессионального стандарта представляет собой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменационную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой деятельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологических особенностей человека с точки зрения его возможностей работать по данной профессии.
В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.
Результаты оценки для принятия кадровых решений
Рис. 1.2 Формирование внутрифирменного профессионального стандарта
Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28