Рефераты. Внутрифирменные стандарты и нормативы в оценке персонала современной организации и их влияние на результативность труда персонала

На сегодняшний день подавляющее боль­шинство преуспевающих и стабильно работающих предприятий и организаций страны располагают развитой системой внутрифир­менных трудовых стандартов и нормативов, которые в совокупно­сти с мерами государственного регулирования социально-трудовых отношений позволяют решить подавляющее большинство проблем в области организации труда.

Система внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов формируется под влиянием:

1.   государственных трудовых стандартов и нормативов;

2. государственных и отраслевых стандартов производствен­ной деятельности (если они существуют в данном виде биз­неса);

3.   внутрифирменных стандартов производственной деятельно­сти;

4. стандартами трудовых отношений, реализуемыми на раз­личных уровнях социального партнерства.

Формирование системы внутрифирменных стандартов и нормати­вов является одним из важнейших шагов на пути создания разнообраз­ных систем оценки, которые позволяют осуществить внутренний аудит деятельности организации, выявить слабые и сильные стороны этой деятельности, наметить пути дальнейшего развития. В системе оценки деятельности организации одну из ключевых позиций занимает оценка результатов труда персонала. Её реализация требует рационализации комплекса внутрифирменных трудовых стан­дартов и нормативов.

При использовании этого метода оценка работы персонала заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. В целом в ка­честве рабочих стандартов должны устанавливаться также показатели, которые могут быть достигнуты средним работником. Рабочие стандар­ты призваны определить, каким должен быть нормальный результат работы за единицу времени (рабочий день, неделю, месяц, год). В таблице 1.1 приводятся примеры рабочих стандартов.

Таблица 1.1 – Образцы рабочих стандартов

Рабочие стандарты

Условия применения

1

2

Средняя производительность (дневная норма выработки) рабочей группы/бригады

Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы

Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника

Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени

Объем выполненной работы за единицу времени

Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий

Рабочие стандарты для каждого вида работ

Нециклические типы работ, где выполняется много различных заданий


Преимущество подхода по формированию внутрифирменных трудовых стан­дартов и нормативов, со­стоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персо­нала основывается на объективных показателях. При этом, чтобы успешно использовать стандарты для оценки рабочих показа­телей, они должны быть не только хорошо обоснованы, но и восприни­маться работниками как справедливые.

Одним из наиболее часто употребляемых трудовых стандартов можно считать профессиограмму, представляющую собой доку­мент, содержащий основные профессиональные требования, на ко­торые должно быть ориентировано развитие профессиональных ка­честв человека в ходе овладения им профессией или замещении должности. По своей структуре профессиограмма состоит из:

  1.  модели   работника,   отражающей   его   профессиональные, деловые и личные качества;

  2. модели должности, отражающей функции, обязанности, за­дачи, ответственность и т.д.

В профессиограмме, таким образом, находят отражение профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих сотрудников. В практике деятельности организаций по составлению профессиограмм можно выделить следующие подходы к ее формированию:

- эмпирический. Его особенностью является экспери­ментальное выявление профессионально значимых качеств. Профессионально-значимые качества могут ран­жироваться по уровню значимости для конкретной профес­сии или должности (например, как обязательные, желатель­ные или безразличные или по 10-балльной шкале оценки);

   -   аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода  осуществляется   поэтапный   переход  от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня про­фессионально значимых  качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;

   - совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного переч­ня профессионально значимых качеств. Определенным не­достатком данною подхода является субъективизм и зави­симость результатов от авторитета и умения вести дискус­сию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]

Независимо от того, какой подход реализует конкретная орга­низация при разработке профессиограмм, целесообразно сформиро­вать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должно­стей, задействованных в производственной деятельности. Исполь­зование профессиограмм в процессе оценки результатов труда по­зволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены не­совпадением характеристик рабочего места (должности) и характе­ристик исполнителя.

При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.

Достаточно перспективным в про­цедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессиональ­ного стандарта, представляющего собой модификацию модели компе­тенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает ос­новные требования организации к персоналу, включающие не только пара­метры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицин­ские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребно­стей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.

Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:

- формулировка требований к персоналу в соответствии с ор­ганизационными процессами и технологиями производства продук­ции;

- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;

- определение направлений внутрифирменной профессиональ­ной подготовки персонала;

- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1  ).

Внутрифирменный профессиональный стандарт

 
 


                 
















 

Рис. 1.1   Задачи внутрифирменного профессионального стандарта

В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоя­щее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учи­тывают специфики деятельности конкретных предприятий, то органи­зации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внут­рифирменных профессиональных стандартов.

Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действую­щем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому пе­ред разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компакт­ным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.

Если данная задача будет успешно реализована, то внут­рифирменный профессиональный стандарт превращается в са­мостоятельную систему критериев оценки, макси­мально приближенную к условиям конкретного производства. Оценка компетенции персонала на основе внутрифирменного профессионального стандарта представлена на рисунке 1.2.

 Система сопоставления и анализа компетентности персо­нала на основе профессионального стандарта представляет со­бой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменаци­онную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой дея­тельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологи­ческих особенностей человека с точки зрения его возможно­стей работать по данной профессии.

 В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.

Результаты оценки для принятия кадровых решений

 
 




Рис. 1.2   Формирование внутрифирменного профессионального стандарта

 Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья  работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.