Основными принципами, регулирующими аудит, являются следующие этические и профессиональные нормы.
1. Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой – либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора на проверяемом предприятии; аудитор не может проверять организацию, одним из собственников которой он является; не может проверять организацию, с высшими должностными лицами которой его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение о достоверности финансовой отчетности должны быть непредвзятыми и беспристрастными.
2. Самостоятельность аудиторской организации в выборе приемов и методов своей работы. Аудиторы и аудиторские организации самостоятельно выбирают приемы и процедуры аудита, а также самостоятельно определяют план, программу и методику последовательности проведения аудита и выполнения сопутствующих услуг.
3. Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.
4. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетенции и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам каких –либо услуг, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций. Аудитор, работая с клиентами, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения.
5. Ответственность аудитора. При заключении договора с экономическим субъектом о проведении аудита необходимо стараться разделять ответственность за бухгалтерские отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответственен только за свое заключение о бухгалтерских отчетах проверяемой организации. Ответственность за содержание отчетов несет руководитель проверяемой организации. Временными правилами аудиторской деятельности предусмотрена повышенная материальная ответственность аудиторов за неквалифицированное проведение проверки. Основанием для привлечения аудитора к ответственности перед клиентом может быть нарушение им условий договоры или нарушение гражданского законодательства, связанное с неисполнением обязательства либо исполнением его ненадлежащим образом.
Проведение аудита в соответствии с общепринятыми аудиторскими правилами (стандартами) и принципами аудита, а также в соответствии с конкурентными программами, разработанными в аудиторской организации, является мерой предупреждения материального риска и привлечения к ответственности.
2.3. Международные и национальные стандарты аудита
В процессе аудиторской деятельности, особенно при проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности, аудиторы должны придерживаться принципов, обязательных для соблюдения независимо от конкретных условий, в которых осуществляется аудит. Во всем мире такие принципы излагаются в аудиторских стандартах.
Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Стандарты аудиторской деятельности определяют общий подход к аудиторской проверке, устанавливают единые требования к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Применение стандартов является своеобразной гарантией качества оказываемых аудиторами услуг.
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают качественные единые критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудита (International Standard of Auditing) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), созданная в 1977 году, в которую входят национальные бухгалтерские организации 92 стран. Россия в IFAC не представлена. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту (International Auditing Guidelines - IAG), которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы ХХ века и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция вышла в свет в 1994 году, но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя и незначительного характера.
Группировка стандартов МСА претерпела изменения. До 1994 года МСА включали 33 стандарта, разделенных на четыре группы: общие, рабочие, стандарты отчетности, специфические стандарты для аудита в отдельных отраслях.
В настоящее время рабочие стандарты разделены на семь тематических подгрупп, что представляется наиболее логичным.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.
В Австралии, Бразилии, Индии и Голландии международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями.
Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и так далее. Национальные стандарты аудита в Российской Федерации создавались на основе международных аудиторских стандартов с учетом специфики периода перехода страны к рыночной экономике.
В Российской Федерации подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской федерации. Комиссия совместно с Центральной аттестационно – лицензионной комиссией Министерства финансов России и Банка России создала рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В эти группы вошли более сорока представителей Банка России, НИФИ Министерства финансов России, общественных объединений аудиторов, ведущих аудиторских организаций и высших учебных заведений. Разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов.
Всего предусматривается разработать 30 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три основные группы:
1) общие правила (стандарты);
2) правила (стандарты) аудиторской проверки;
3) правила (стандарты) составления отчета.
Общие правила (стандарты), представляют собой свод
профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающимся выполняемой работы. В правилах (стандартах) аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности. Правила (стандарты) составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора, работающего самостоятельно).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19