Рефераты. Стандарты и нормы аудита

            Частные принципы приведены в стандарте Российской Федерации «Планирование аудита». Они сводятся к комплексности, непрерывности и оптимальности планирования.

           «Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита».

            «Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в  течении года, необходимо своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово – хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.»

           «Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана  и программы аудита на  основании критериев,  определенных самой аудиторской организацией»

           Частные принципы реализуются на практике, если:

            - планирование осуществляется на основе принципиальной схемы, определяющей технологическую последовательность и информационные взаимосвязи всех этапов и процедур планирования;

           - соблюдаются требования, установленные стандартами Российской Федерации по аудиту;

           - на всех стадиях планирования решения принимаются на основе единой информационной базы;

           - при изменении отдельных положений плана соответствующие изменения вносятся во все связанные с ними решения;

           -  изменение отдельных положений производится с целью оптимизации  плана, то есть получения максимально надежных доказательств при минимальных затратах.

            Основной круг вопросов, которые аудиторская фирма обязана решить в процессе планирования, включает: ознакомление с бизнесом фирмы; оценку эффективности системы внутреннего контроля и оценку контрольного риска; установление приемлемого уровня существенности; определение внутреннего риска; установление общего аудиторского риска; выявление областей, существенных для аудита; планирование объема и характера аудиторских процедур;  определение способов аудита; согласование организационных вопросов, вопросов управления и контроля за проверкой; определение объема и сроков проведения проверки.

             В качестве источников информации могут быть использованы следующие документы: устав предприятия; документы о его регистрации; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров, других аналогичных органов управления; бухгалтерская и статистическая отчетность; документы планирования деятельности предприятия (планы, сметы, проекты); договоры, соглашения; отчеты внутренних аудиторов, консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых  проверок; материалы судебных и арбитражных дел; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру деятельности фирмы, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководителями и исполнительными органами фирмы-клиента;  информация, полученная при осмотре территории и помещений предприятия, его основных участков, складов.

           Значение процедур планирования в аудите состоит в том, что их применение позволяет аудитору сделать вывод о достоверности бухгалтерской отчетности фирмы-клиента исходя из принципа экономичности, то есть позволяет рационально распределить материальные и трудовые ресурсы, с тем чтобы провести проверку с минимальными затратами. Кроме того, именно на стадии планирования аудитор обнаруживает возможные риски, пропуск которых в будущем окажет влияние на качество аудиторского заключения.



 

            3.2. Подготовительный этап планирования

       Подготовительный этап начинается с рассмотрения порядка получения заявки на проведение аудита (коммерческого предложения). Возможны следующие варианты:

1)     клиент находит аудитора и просит провести проверку;

2)    аудитор предлагает свои услуги клиенту, и тот соглашается на его условия;

3)    несколько аудиторов предлагают клиенту услуги, и клиент проводит «конкурс предложений». Суть его состоит в том, что клиент поручает выполнить работу сразу нескольким фирмам. Они должны обследовать предприятие,   выдвинуть свои условия администрации, которой предоставлено право выбирать. 

             Примером может служить тендер на право проводить аудит Центробанка за 1996 год, объявленный Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы. К участию в конкурсе были допущены десять фирм:  шесть российских – «Арни», «Росэкспертиза», «Руфаудит», ФБК, «Финэксперт», ЮНИКОН и четыре иностранных – «Делойт энд Туш», «Куперс энд Лайбранд», «Эрнст энд Янг». Предпочтение было отдано ЮНИКОНу , который, во-первых, обещал провести аудит собственными силами, без привлечения внешних специалистов, во-вторых, установил за работу самую низкую цену – триста двадцать тысяч долларов. Для примера, одна из фирм «шестерки» - участниц тендера оценила стоимость своих трудозатрат в один миллион девятьсот пятьдесят тысяч долларов(32; с.45-50).

           В последнем случае клиент может попросить представить соответствующие данные от аудиторской фирмы:

- количественный состав специалистов, их профессионализм (включая достаточное владение компьютером для проведения компьютерного аудита) и опыт работу в данной отрасли (при необходимости это доказывается с помощью соответствующих аттестатов, лицензий, рекомендаций, документов о сроках работы в данной фирме и на данной должности);

- общую стратегию проверки (с учетом репутации предполагаемого клиента, прочности его финансового положения, взаимоотношений с предыдущей аудиторской фирмой);

- бюджет  рабочего времени для каждого этапа работы – подготовительного, основного, заключительного – и всего;

- сумму ожидаемого гонорара с учетом затрат времени на каждую процедуру проверки;

- наличие офисов за рубежом для обслуживания в случае необходимости филиалов фирмы – клиента.

            Возможен также другой подход:  аудиторы не только представляют все перечисленные данные, но и проводят презентацию своей фирмы  у потенциального клиента. Для этого подбираются специалисты, знакомые с технологическими, организационными особенностями фирмы-клиента, которые могли бы дать достаточно обоснованные ответы на все возникающие вопросы. Презентация проводится с использованием наглядного материала (слайды, рекламные ролики на видеокассетах, буклеты), который бы давал общую характеристику деятельности аудиторской фирмы: рейтинг на рынке услуг, основные клиенты, опыт работы с клиентами данной отрасли, обеспеченность квалифицированными специалистами, количество выигранных дел в Арбитражном суде.

           Получение предварительных знаний об экономическом субъекте  (или знаний об экономическом субъекте на этапе планирования) означает доступ к информации об отрасли промышленности (действующее законодательство, подъем или спад, уровень конкуренции, специфика производства, доля на рынке) и о самом предприятии (объем и опыт деятельности, квалификация руководителей, номенклатура выпускаемой продукции, структура капитала, курс акций, формирование оплаты труда персонала, технологические особенности производства, основные покупатели и поставщики, финансовые результаты прошлых лет, порядок распределения прибыли, остающейся на предприятии, вероятность внешнего давления, организационная структура, маркетинговая политика, учетная и кредитная политика, наличие филиалов, система внутреннего контроля). Особо важными моментами являются рассмотрение сделок со связанными сторонами и необходимости привлечения экспертов-технологов, оценщиков, юристов – в случае технологических особенностей, оценки недвижимости, машин, машин и оборудования, интеллектуальной собственности, бизнеса, наличие условных обязательств или сомнительных в правовом отношении сделок.

            Процедуру организации тендера (конкурса)    для выбора аудитора или проведения крупного  консультационного проекта (в соответствии с методиками Мирового банка (World Bank) и Европейского банка реконструкции и развития (EDRD) можно свести к следующим последовательным  этапам.

1.     Создание конкурсной комиссии .

2.     Подготовка положения о конкурсе и утверждение всех необходимых документов.

3.     Публикация информации о конкурсе или самостоятельная подготовка относительно небольшого списка (в пределах десяти) фирм, в принципе удовлетворяющих условиям фирмы-клиента.

4.     Направление приглашения на конкурс.

5.     Передача технического задания тем, кто готов выдвинуть свои предложения.

6.     Оценка полученных от аудиторских фирм предложений.

7.     Проведение переговоров и заключение контракта.

             При проведении конкурса составление технического задания должно быть завершено до того, как участники будут присылать свои предложения . это необходимо для создания равных условий всем участникам при подготовке их предложений. Фирма, проводящая конкурс, может подготовить техническое задание самостоятельно, а может привлечь для этой цели консультантов, но во втором случае те, кто готовит техническое задание,   участвовать в конкурсе не имеют права. 

              Основные критерии, необходимые для оценки предложения аудиторской или консультационной фирмы, можно разделить на четыре большие группы: а) общая характеристика опыта работы фирмы; б) опыт и квалификация конкретных сотрудников; в) качество предлагаемых методов решения проблемы; г) финансовое предложение. В конечном счете эти критерии можно свести к двум группам по таким фактам6 оценка технического предложения (группы 1-3); оценка финансового предложения (группа 4). При этом можно придавать разное значение техническим и финансовым факторам.

            Оценка технических параметров должна проводиться членами конкурсной комиссии на основе выбранных критериев с учетом их удельного веса. Критерии и их вес могут быть различны. Например,   Мировой банк рекомендует следующую структуру: а) общая характеристика опыта работы фирмы – 20 процентов; б) опыт и квалификация конкретных сотрудников –50 процентов; в) качество методов решения проблемы –30 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.