Рефераты. Стандарты и нормы аудита

            Понятие государственного аудита определено в декларациях Главного бюджетно-контрольного управления США. Под государственным аудитом  понимается как финансовый, так и управленческий аудит. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается, во-первых, точно ли представлены в финансовых отчетах финансовое положение, результаты деятельности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и, во-вторых, действует ли проверяемая организация в соответствии с законодательством. В управленческий аудит включаются программы проверки экономичности и эффективности работы. Осуществляют государственный аудит аудиторы GAO, которые являются внутренними аудиторами на федеральном уровне и одновременно внешними аудиторами по отношению к проверяемым государственным органам.

            Как разновидность аудита выделяется деятельность аудиторов регулирующих органов. Например, аудиторы Главного налогового управления США определяют правильность исчисления суммы облагаемого дохода в налоговых декларациях налогоплательщиков и соответствие деклараций стандартам налогового законодательства. Аудиторы – контролеры федерального банка или банков штатов проверяют банки, сберегательные и кредитные ассоциации и прочие финансовые институты, собирая данные об их платежеспособности и соблюдении ими банковского или другого законодательства.

           Таким образом, можно сделать вывод, что критерием классификации в названном выше учебнике выбран исполнитель аудита.

            В учебнике по аудиту Аренса и Лоббека(12) выделяют два вида аудита: операционный (управленческий)  аудит и аудит на соответствие.

           Термины «операционный аудит» и «управленческий аудит» применяются в качестве синонимов. Проводится аудит этого вида внутрихозяйственными аудиторами и аудиторскими фирмами как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому  персоналу рекомендаций по совершенствованию деятельности.

            Цель аудита на соответствие – проверка соблюдения хозяйственной системой (персоналом) правил   процедур, предписанных вышестоящим руководством. Заказчиками аудита этого вида могут быть администрация частного предприятия, правительство, налоговые органы, а исполнителями – аудиторы внутренней налоговой службы, Главного бюджетно-контрольного управления США, внутрихозяйственные аудиторы и аудиторские фирмы. 

           За критерий классификации в учебнике Аренса  и Лоббека приняты цели аудита.

           В учебнике «Аудит Монтгомери» выделяют проверки на соответствие и операционный аудит.

           Осуществляемые внешними и внутренними аудиторами проверки на соответствие предназначены для  выявления соблюдения организацией конкретных правил, законов, пунктов договоров, которые оказывают воздействие на результаты хозяйственных операций или данные отчетов. В качестве примеров приводятся проверки уплаты налогов, аудит разделов финансовой отчетности.

           Операционный аудит, проводимый внешними, внутренними и государственными аудиторами, представляет собой проверку выполнения смет и целевых программ. Среди задач аудита целевых программ можно выделить:

            - определение степени достижения запланированных показателей, например установленной законодательством  величины прибыли;

            -анализ эффективности работы организации;

            - проверку соблюдения требований законодательства и других нормативных актов.

            Можно сделать вывод, что в анализируемом учебнике виды аудита классифицированы в соответствии с критерием «цели аудита».

            По результатам анализа информации из приведенных выше источников можно сформулировать наиболее общие критерии классификации аудита по видам, проиллюстрированные на рисунке 1.1.1.

           



 

 

Рисунок 1.1.1 Общие критерии аудита

Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:

            - соответствия бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета;

            -  соответствия действий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства;

            -соответствия деятельности государственных организаций установленным вышестоящими органами предписаниям;

            -  соответствия действий внутренних подразделений организации требованиям и правилам, закрепленным распоряжениями администрации, и так  далее.

            В зависимости от поставленных целей аудит на соответствие:

           - может проводиться как внутренними, так и внешними по отношению к аудируемому субъекту аудиторами;

           - предполагает предоставление его результатов, как для внешних, так и для внутренних пользователей.

            Операционный аудит осуществляется в целях определения степени экономичности и эффективности функционирования субъекта аудита, а также для выработки управленческих рекомендаций.

            В зависимости от поставленных целей операционный аудит проводится:

     - на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях;

     - внешними или внутренними аудиторами;

     - в интересах внешних либо внутренних пользователей.

      По критерию «исполнители аудита» можно выделить:

            -аудит, выполняемый внешними по отношению к субъекту аудита аудиторами (внешний аудит);

            -  аудит, выполняемый внутренними по отношению к субъекту аудита аудиторами (внутренний аудит).

   В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты: внутренние аудиторы обычно являются сотрудниками той организации, об аудите которой идёт речь, внешние – сотрудникам независимых аудиторских фирм либо государственными аудиторами (аудиторами регулирующих органов).

Термины «независимый аудитор», «внешний аудитор», как правило, относятся к сотрудникам независимых аудиторских фирм. Однако принцип независимости должен соблюдаться и внешними, и внутренними аудиторами. Это означает, что мнение внутреннего аудитора должно быть объективным и не должно зависеть от мнений руководства или сотрудников организации, а мнение внешнего аудитора должно формироваться без влияния аудируемого субъекта или третьих лиц, при отсутствии финансовой заинтересованности и зависимости от аудируемого субъекта.

            Для классификации аудита важное значение имеет определение пользователя его результатов. В зависимости от поставленных целей такими пользователями могут быть и внешние по отношению к аудируемому субъекту контрагенты, и сам аудируемый субъект. При этом справедливо утверждать, что если изначально в качестве пользователя результатов аудита определён аудируемый субъект, то эти результаты едва ли станут доступны внешними пользователям. Результаты аудита, проводимого в интересах внешних пользователей, зачастую полезны субъектам аудита и востребованы ими. В данной ситуации следует определить основного пользователя результатов аудита. 

           Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что термин «аудит» применяет в широком и в узком смысле. В узком смысле он тождествен терминам «финансовый аудит»(10,с.5), «внешний аудит» (9, с. 12) и «аудит финансовой отчетности».

             В соответствии с приведенной классификацией можно выделить основные характеристики аудита в узком смысле как аудита финансовой отчетности:

             - цель – аудит на соответствие финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;

              - исполнитель – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

              - пользователи результатов – внешние по отношению к субъекту аудита контрагенты и сам субъект аудита.

  В случае изменения хотя бы одной из характеристик проводимый аудит не может считаться аудитом финансовой отчетности в общепринятом понимании.

Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants-AICPA) в отчете № 1, посвященном аудиторским стандартам, так определил основную цель аудита финансовой отчетности: « составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций  и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Отчет аудитора есть средство выражения его мнения или, в зависимости от обстоятельств, отказ дать заключение. Причем в любом случае аудитор сообщает, была ли проведена  проверка в соответствие с общепринятыми аудиторскими стандартами»(10, с.5).

 Наиболее популярным в последние годы считается такое определение: «Аудит-это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов». Под информационным риском здесь понимается вероятность того, что в финансовых отчетах, публикуемых компанией, содержатся ложные или неточные сведения(9, с. 7).

           Емкое определение, характеризующее цель в узком смысле, приводится в книге Р. Адамса « Аудит»: «Внешний аудит –аудиторская проверка, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности»(10, с.5).

           Аудит финансовой отчетности базируется на предложении о том, что она будет использоваться разными группами для различных целей. Следовательно, более эффективен вариант, когда один независимый аудитор выполняет аудит и делает заключение, на которое могут положиться все пользователи, нежели тот, при котором каждый пользователь проводил бы свой собственный аудит. Получить дополнительную информацию пользователи могут от собственных аудиторов(9, с.12).

Подводя итоги сказанному выше нужно отметить, что термин «аудит» применяется в первую очередь для определения специфического вида деятельности - аудита финансовой отчетности. Это его первоначальное и единственно правильно употребляемое значение. На практике и в специальной литературе термин «аудит»  применяют для обозначения деятельности по проведению целевых независимых экспертиз и проверок, чем подчеркивается независимый по отношению к проверяемому субъекту характер этого вида деятельности.                            

                     

                       

   



           

 

 

 

      1.2. Цели аудита бухгалтерской отчётности, объём и стадии аудиторской проверки

 

             Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.