Рефераты. Стандарты и нормы аудита

            Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может быть абсолютной ввиду наличия факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита.

           К числу таких факторов относятся:

            а) ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта рамками исследований, издержки на проведение которых необходимо удерживать в экономически приемлемых пределах;

            б) присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности, при определении видов, объема и графика аудиторских  процедур;

             в) применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее проведения  сплошным порядком;

             г) использование аудиторской организацией, в качестве основы  для формирования выводов и заключений, аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются  сочетанием фактов и мнений;

             д)   подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта    присущим им изъянам; отсутствие непреодолимых  препятствий  для мошеннического сговора с целью искажения информации;

            е)наличие неопределенности, связанной с интерпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни, а также  других обстоятельств, делающих невозможным применение исключительно  объективных критериев как  к составлению бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.

             Вышеуказанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организацией  гарантий в том, что не существуют какие-либо иные (не обнаруженные в ходе аудита) обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

          В ходе проведения аудита в силу объективных и субъективных причин нельзя исключить вероятность того, что могут остаться незамеченными искажения в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

            Если существуют признаки возможных искажений бухгалтерской отчетности, то аудиторской организации  следует увеличить объем своих процедур с тем чтобы рассеять либо подтвердить возникшие сомнения.

            Руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской  отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в российской Федерации.

           Экономические субъекты обязаны а случаях,  предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.

            Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций.

           Вопросы разграничения прав и обязанностей сторон в связи  с аудитом  бухгалтерской отчетности  регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов».

          Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

           При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих  аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита.                            


 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.3. Значение правил (стандартов)

 

       Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

        Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские правила (стандарты) формируют единые основополагающие  требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

       На основании аудиторских правил 9стандартов) регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы полготовки и единые требования аттестации аудиторов.

         Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

         Стандарты  определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

          К общепринятым правилам (стандартам),  в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.

      Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.

       Следует иметь ввиду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные  действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.значение правил (стандартов) состоит в том, что они:

        - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

        - содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;

        - помогают пользователям  понять процесс аудиторской проверки;

        -  устраняют контроль со стороны государства;

        - помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

         - обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса;

        - заставляют аудиторов постоянно повышать уровень своих знаний и квалификации;

        - обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;

        - рационализируют и облегчают аудиторскую работу.  

        Вместе с тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и обоснованность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили международное признание.

       Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и результатов работы аудитора.

      Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех взаимосвязанных последовательных частей: 1) основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве схемы формирования мнений и составления отчетов – в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы; 2) общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита); 3) рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы внутреннего контроля); 4) стандарты отчетности и аудиторского заключения – правила, касающиеся формы, содержания,    размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано, соответствует ли  финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

        Создание правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных особенностей, а также международного опыта. Поэтому за последние годы в этом направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных правил (стандартов) аудита.        

1.4. Состав бухгалтерской отчётности и её публичность. Пользователи бухгалтерской отчётности


            Одним из важных направлений реформирования российской экономики является реформирование отечественного бухгалтерского учета. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении программ формирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 года (37). 

          Аудит предполагает подтверждение правильности данных финансовой отчетности. Однако этого недостаточно, ибо пользователей финансовой отчетности волнует не столько, обманывают их или нет, а если все-таки обманывают, то как существенно, сколько возможность оценить эффективность работы предприятия. Последнее время становится все очевиднее значение именно второй задачи аудита, ибо первая есть только ее частный случай. С экономической точки зрения все обманы, утайки, хищения и   тому подобные факты только уменьшают эффективность деятельности фирмы.

           Аудит проводится не сам по себе, не для того, чтобы убедиться в умении аудитора делать свою работу, а для пользователей, а они люди разные и цели и интересы у них неодинаковые. Прежде всего, это акционеры, учредители, вкладчики, собственники экономических субъектов, которые сами, как правило, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности своих фирм. Их интересуют, насколько эффективно работают сотрудники предприятий, не допускают ли они злоупотреблений. В более общем, но и более важном смысле их волнует одно: правильно ли они поступили, вложив свои капиталы в эту фирму. Если возникают сомнения, а они возникают всегда и у всех, нужно ответить себе на один вопрос: надо ли изымать капитал из фирмы или нет?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.