В первый блок входят стандарты, определяющие организационно- экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и другое.
Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам:
- ответственность аудиторов;
- планирование аудита;
- изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
- получение аудиторских доказательств;
- привлечение к работе третьих лиц;
- порядок формирования выводов и заключений в аудите;
- специализированные внутренние стандарты.
К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; по специфическим аспектам проведения аудита кредитных учреждений; специфическим вопросам проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфическим аспектам проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; по специфическим особенностям проведения аудита других экономических субъектов.
Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны методики для начинающих аудиторов и аудиторов- ассистентов, помогают им застраховаться от грубых ошибок и принять правильное решение.
Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
- целесообразности – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
- преемственности и непротиворечивости – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
- полноты и детализации – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
- единства терминологической базы – обеспечивать единство трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.
Внутренние стандарты составляют часть организационно – распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.
Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты представляют интеллектуальную собственность аудиторской организации, ее «ноу - хау». Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности данной организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы.
Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована – это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля – сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствие с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.
3. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Сущность этапа планирования
В соответствии с определением, данным в Перечне терминов, прилагаемом к правилам (стандартам) Российской Федерации по аудиторской деятельности, «планирование аудита – один из обязательных этапов аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, составлении общего плана аудита, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.(5, с. 143 )
Назначение планирования состоит в:
- разработке общего плана аудита с определением ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
- подготовке аудиторской программы с установлением объема, видов и последовательности проведения аудиторских процедур, достаточных для сбора аудиторских доказательств и формирования обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.
Планирование необходимо для организации работы аудиторов, текущего контроля за выполнением работы и соответствием ее объема и структуры плану и программе аудита, для накопления знаний о бизнесе предприятия, включения в график сопутствующих работ.
Согласно правилам (стандартам) Российской Федерации «Планирование аудита» планирование должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими и частными принципами.
Общие принципы проведения аудита изложены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263.
- «При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают»
- «Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
неукоснительно соблюдать, при осуществлении аудиторской деятельности, требования законодательства Российской Федерации …
квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) – о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию».
- «Аудиторская проверка не может проводится :
аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
аудиторскими фирмами: а) в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; б) в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19