Рефераты. Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам на примере ЗАО "Мобил те...

Кроме того, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того, какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Рассмотрим основные особенности каждого из видов изменения срока уплаты налоговых платежей, отражённые на схеме 3 (плакат 3).



Схема 3. Основные виды и особенности изменения срока уплаты налоговых

платежей.

 

Так, отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и при отсрочке, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Итак, мы видим, что основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и в полном объеме, во втором - поэтапно в течение периода, на который предоставлена рассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора) одинаковы.

И отсрочка, и рассрочка по уплате налога (сбора) могут быть предоставлены как по одному, так и сразу по нескольким налогам. Идентичны порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из нижеуказанных обстоятельств:

- лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа;

- существует угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

- имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер;

- иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в первых двух случаях уполномоченный орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:

- возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;

- проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

- наличие достаточных оснований полагать, что лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).

Необходимо отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки).

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Налоговым кодексом РФ источник выплаты процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не определен. Поэтому возникает вопрос о том, что же будет служить источником подобных расходов.

Определение состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат..., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552. При этом главным критерием включения тех или иных расходов в состав затрат является связь этих расходов с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг) (п. 1 Положения о составе затрат).

Расходы на выплату процентов за предоставление отсрочки (рассрочки) не носят производственный характер, поэтому, по нашему мнению, они не должны включаться в состав затрат, а должны осуществляться за счет чистой прибыли налогоплательщика. Такого же мнения придерживается и Минфин РФ (письмо от 22.12.99 N 04-02-05/1).

Чистая прибыль предприятия будет являться источником выплаты процентов также и в случае предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Как правило, как отсрочка, так и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляются только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Закон не устанавливает требования о необходимости обязательного обеспечения заинтересованным лицом исполнения обязательства для предоставления ему отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), но, как показывает практика, органы, в компетенцию которых входит решение вопросов о предоставлении отсрочек (рассрочек), в большинстве случаев все же требуют заключения договора залога имущества или оформления поручительства.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, в качестве которого может выступать как сам налогоплательщик (плательщик сбора), так и третье лицо. В случае неисполнения лицом, получившим отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов) в установленный срок своих обязательств перед бюджетом, такая обязанность может быть исполнена налоговым органом за счет стоимости заложенного имущества (ст. 73 НК РФ).

Если при изменении сроков уплаты налога (сбора) обязанность налогоплательщика обеспечивается поручительством, то это означает, что в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок сумм налога (сбора) поручитель будет нести с налогоплательщиком солидарную ответственность. Следовательно, налоговый орган будет вправе потребовать от лица, выступившего поручителем, исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) за должника-налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).

По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа.

Однако в двух случаях прекращение действия отсрочки (рассрочки) возможно и до истечения срока ее действия:

в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки).

При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (ст. 68 НК РФ).

Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п. 1 ст. 65 НК РФ).

Налоговый кредит, как и отсрочка (рассрочка), предоставляется по одному или нескольким налогам. Перечень оснований, по которым может быть предоставлен налоговый кредит, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога является более узким.

Налоговый кредит предоставляется только в трех случаях:

- если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;

- если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 65 НК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (они перечислены в п. 1 ст. 62 НК РФ).

Порядок начисления процентов на сумму задолженности зависит от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит.

Как следует из п. 5 ст. 65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица.

Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей на период договора о налоговом кредите.

Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) является то, что налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии залогового обеспечения либо поручительства.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать следующие существенные условия: сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога либо поручительства, ответственность сторон (п. 6 ст. 65 НК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.