Рефераты. Разработка стратегии фирмы на основе анализа и оценки эффективности ее хозяйственной деятельности

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):

МД = П + Н

П = МД – Н

Сумму, маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде про­изведения качества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс)

П = К * Дс – Н

Дс = Ц – Y

П = К * (Ц – Y) – Н

где Y - переменные затраты на единицу продукции

Метод   расчета прибыли по последней формуле позволяет определить изменение суммы прибыли за счет:

-   количества реализованной продукции;

-   цены;

-   уровня удельных переменных затрат;

-   суммы постоянных затрат.

Исходные данные для анализа приведены в таблице 36


Таблица 36

Данные для факторного анализа прибыли по количеству произведенных к реализации изделий

            Показатели

По плану 2001 г.

Фактически 2001 г.

Отклонение (+ - )

1. Объём реализации продукции, тыс. ед.

5500

6010

+ 510

2. Цена реализации, тыс. руб.

60566

75795

+ 15229

3. Себестоимость продукции, тыс. руб.

51481,1

62909,85

+ 11428,75

4. Переменные расходы, тыс. руб.

26886,94

39944,68

+ 13057,74

5. Постоянные расходы, тыс. руб.

24594,16

22965,17

- 1628,99

6. Средняя цена реализации, руб. /ед.

11,012

12,611

+ 1,599

7. Средняя себестоимость единицы изделия, руб. / ед.

9,3602

10,467

+ 1,1068

В том числе:

Удельные переменные расходы, руб. / ед.

4,888

6,646

+ 1,758

Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

9084,9

12885,15

+ 3800,25

Рис.32 Сумма прибыли от реализации продукции

Расчеты влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

Ппл.=Кпл.*(Цпл.–Yпл.)–Нпл.=5500*(11,012-4,888)-24594,16=9087,84тыс.руб

Пусл.1.=Кф.*(Цпл.–Yпл.)-Нпл.=6010*(11,012-4,888)-24594,16=12211,08тыс.руб

Пусл.2.=Кф.*(Цф.–Yпл.)-Нпл.=6010*(12,611-4,888)-24594,16= 21821,07тыс.руб

Пусл.3.=Кф.*(Цф.–Yф.)-Нпл.=6010*(12,611-6,646)-24594,16=11255,49тыс.руб

Пусл.4.=Кф.*(Цф.–Yф.)-Нф.=6010*(12,611-6,646)-22965,17=12884,48тыс.руб Общее изменение прибыли составило:

ΔПобщ. = 12884,48 - 9087,84 = +3796,64тыс.руб.

в том числе за счет:

-количества реализованной продукции

ΔПк = 12211,08- 9087,84= + 3123,24тыс.руб.

- цены реализации

ΔПц = 21821,07-12211,08= + 9609,99тыс.руб.

-удельных переменных затрат

ΔПу = 11255,49-21821,07= -10565,58тыс.руб.

-суммы постоянных затрат

ΔПn = 12884,48 - 11255,49= 1628,99тыс.руб.

ΔП=(+3123,24)+(+9609,99)+(-10565,58)+(+1628,99)=+ 3796,64тыс.руб.

При анализе прибыли в условиях многономенклатурного производства учитывается также влияние структуры реализованной продукции. Для этого используется следующая модель:

П = В * Д’у – Н,

где: В- выручка по изделиям;

Д'у- средняя доля маржинального дохода в выручке;

Н - постоянные затраты.

Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене)

где УДi - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки

Дуi - доля маржинального  дохода в выручке по каждому изделию (отно­шение ставки маржинального дохода к цене)

Yi - удельные переменные расходы в себестоимости изделий

Цi - средняя цена реализации

Выручка также зависит от общего объема реализации продукции, её структуры о отпускных цен:

В = Σ(YРПобщ * УДi * Цi)

Таким образом, факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид:

С помощью данной модели можно установить как изменилась прибыль за счет:

-   количества (объема) реализованной продукции;

-   её структуры;

-   отпускных цен;

-   удельных переменных издержек;

-   постоянных расходов предприятия

Для расчета влияния данных факторов на прибыль используем информацию, приведенную в таблице 37

Таблица 37

Выручка от реализации продукции

Показатели

Сумма выручки, тыс. руб.

Условия расчета выручки

Объём продаж

Структура продаж

Цена реализации

ВПЛ.

5500 * 11,012 = 60566

План

План

План

ВУСЛ.1

60566 * 1,092 = 66138

6010 / 5500 = 1,092

Факт

План

План

ВУСЛ.2

6010 * 11,012 = 66182,12

Факт

Факт

План

ВФ.

6010 * 12,611 = 75795

Факт

Факт

Факт


Постоянные затраты предприятия:

По плану 24594,16тыс.руб.

Фактически 22965,17тыс.руб.

Определим долю маржинального дохода в цене продукции

Для нашего анализа Дуi = Д'уi, так как произведенные изделия мы оцениваем по средней цене за 1 тонну.

Д'уi при плановой цене и при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции

Д'уi – при фактической цене, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции

Д'уi – при фактической цене и при фактическом уровне переменных затрат на единицу продукции

Применяя Д'уi определим сумму прибыли от реализации по плану

Ппл.=Впл.*Д'упл.–Нпл = 60566*0,55612-24594,16 = 9087,8≈ 9084,9тыс.руб.

В процессе последующего анализа необходимо рассчитать, как изменилась сумма прибыли за счет количества проданной продукции. Если объем продукции увеличивается равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменится и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки. В таком случае сумма прибыли составит:

Пусл1=Вусл1*Д'упл.–Нпл=66138*0,55612-24594,16=12186,5≈ 9084,9тыс.руб

Т. е. за счет увеличения объемов реализации продукции сумма прибыли увеличилась на 12186,5- 9087,8= +3098,7тыс.руб.

Этот же результат можно получить и способом абсолютных разниц:

ΔПк=(Вус.1.-Впл.)*Д'упл.=( 66138-60566)* 0,55612= +3098,7тыс.руб.

Далее определяем влияние цен на сумму прибыли, используется значение Д'уусл.1.

Пусл2=Вф*Д'упл.–Нпл=75795*0,55612-24594,16=17556,9тыс.руб

То есть 17556,9-12186,5= +5370,4

Прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме посто­янных издержек составляет:

Пусл3=Вф*Д'уф.–Нпл=75795*0,473-24594,16=11256,875тыс.руб

Т.е. 11256,875 - 17556,9= -6300,025тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли

Пф.=Вф.*Д'уф.-Нф.= 75795*0,473-22965,17=12885,865тыс.руб.

Отклонение от плана по сумме постоянных затрат

ΔН=Нф.-Нпл.= 22965,17- 24594,16= -1628,99тыс.руб. привело соответственно к увеличению прибыли на эту сумму

12885,865-11256,875= 1628,99тыс.руб.

Итого:(+3098,7)+(+5370,4)+(-6300,025)+(+1628,99)= 3798,065≈3800,25тыс.руб.

1.8.2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Анализ прибыли показал, что данный показатель хозяйственной дея­тельности предприятия и издержки производства изменяются непропорцио­нально объему реализованной продукции, так как часть расходов является по­стоянной.

Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на измене­ние уровня рентабельности продукции производится по следующей модели:

По данным таблицы 36 проведем факторный анализ рентабельности по вы­работанным изделиям

 или 17,65%

 или 22,62%

 или 40,43%

 или 73,33%

 или 20,48%

Полученные данные показывают,   что   фактический уровень рентабель­ности в целом выше планового на ΔR = (20,48 – 17,65) = +2,83% В том числе за счет изменения:

-количества реализованной продукции (22,62-17,65) = +4,97%;

-цена реализации (40,43-22,62) = +17,81%;

-удельных переменных затрат (73,33- 40,43) = +32,9%;

-суммы постоянных затрат (20,48-73,33) = -52,85%.

Итого: (+4,97) +(+17,81) +(+32,9) +(-52,85) = +2,83%

Полученные данные показывают, что в целом уровень рентабельности неплохой, однако его занижают постоянные затраты.

Для анализа рентабельности издержек вцелом по предприятию исполь­зуется следующая факторная модель:

Расчет издержек по реализации продукции проведем в таблице 38

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.