У регистрации товарного знака на иностранную компанию есть и свои неудобства. Во-первых, государственные пошлины, которые взимаются за регистрацию знака, для иностранных лиц исчислены в валюте, и ставки этих пошлин значительно выше, чем для российских заявителей. Например, подача заявки на один класс стоит 160 долларов, регистрация каждого дополнительного класса — 80 долларов, выдача свидетельства — 250 долларов.
Второе неудобство — необходимость обращаться в Патентное ведомство только через специально лицензированного патентного поверенного (в то время как российские лица могут подать заявку сами). Общая стоимость регистрации товарного знака может в этом случае зашкалить за 2 тысячи долларов, хотя мне известны патентные поверенные, которые делают работу быстро и качественно и при этом выставляют весьма разумные счета (бывает даже, не более 800—1000 долларов — это с учетом государственных пошлин).
8.5. Оффшорная компания — владелец авторских прав
Авторские права на книги, аудиовизуальные произведения и прочие объекты интеллектуальной собственности имеют в контексте налогового планирования одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными вещами на свете: их цена не может быть установлена исходя из каких-либо единообразных правил. Вы, вероятно, сами не раз удивлялись, прохаживаясь по картинной галерее, почему одна картина стоит 20 долларов, а другая 20 тысяч долларов (хотя вы сами не дали бы и десятки за обе). Именно поэтому платежи за авторские права являются очень удобным способом законного уменьшения налогов и экспорта капитала.
Если ваш бизнес состоит в том, что вы приобретаете у авторов права на их произведения, а затем получаете доход от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то есть смысл задуматься об использовании оффшорной компании в качестве владельца этих прав. Авторские права — не вагон с алюминием. ^Йет ничего на этом свете, что могло бы запретить автору продать права на свою работу оффшорной компании! И нет ничего, что
запретило бы сторонам договориться о той или иной цене (в отличие от случая с алюминием, на который существуют справочные цены).
Однако, как и в предыдущих главах, сделаю предостережения. Не всегда операции с авторскими правами логично вписываются в обычный бизнес. Если фирма грамзаписи купила права на мелодию, это нормально. Однако если это делает торговая компания, вероятно, налоговому инспектору потребуются пространные объяснения (к тому же, если интерес к музыке просыпается у этой компании каждый раз за день до сдачи очередного баланса). К сожалению, по понятным причинам, я не могу поместить в этой книге совсем уж конкретные советы по обоснованию операций с авторскими правами компаний, не являющихся фирмами звукозаписи, хотя по опыту работы могу дать их достаточно. А что касается общих рекомендаций — читайте, читайте и еще раз внимательно читайте главу 10.
При использовании сделок с авторскими правами для налогового планирования в России вы можете столкнуться с рядом проблем. Во-первых, налоговые чиновники порой очень плохо представляют себе разницу между уступкой авторских прав (когда права переходят полностью и безвозвратно к покупателю) и выдачей лицензий на их использование. В первом случае имеет место продажа товара (как это ни странно, авторские права — это своего рода товар), во втором — оказание услуги (передача в пользование). Если иностранная компания продает вам авторские права, то это внешнеэкономическая операция, и налога на доход продавца прав удерживать не надо (просто потому, что он не получает никакого дохода с территории России, а только продает туда товар). Если же иностранная компания выдает только лицензию на использование прав, сама при этом оставаясь их обладателем, то ваши платежи этой компании (роялти) будут считаться ее доходом, и вам придется удерживать с них налог. Вторая проблема — отсутствие в российском законодательстве специфических положений о сделках с авторскими правами. Когда я доказываю налоговым органам, что покупка прав у иностранной компании — это внешнеторговая сделка, меня иногда просят предъявить таможенные документы на ввоз. Но это же идиотизм, тре-
бовать документы на ввоз прав! (Кстати, как и на «ввоз услуг», чего тоже иногда требуют от налогоплательщиков). Права не могут быть ввезены или вывезены — они по природе неперемещаемы. Более того, права существуют не в каком-либо определенном месте, они просто существуют. Постарайтесь доходчиво объяснить это налоговому инспектору, если вам предъявят претензии, что вы «ввезли права» без уплаты налогов.
Аналогично использованию товарных знаков, сделки с авторскими правами могут оказаться очень выгодным инструментом безналогового экспорта валюты, если умело применить подходящий договор об избежании двойного налогообложения. Как и в предыдущей главе, для вашего удобства я объединил все данные о различных договорах в таблицу.
Страна регистрации компании — владельца авторских прав
Где уплачивается налог, если владелец авторских прав выдает лицензию российскому предприятию, сам при этом не имея в России постоянного представительства?
Ссылка на статью договора об избежании двойного налогообложения
США
только в США, но очень много
Статья 12
оговорок. Внимание! К компани
ям, не уплачивающим американ
ские налоги (например, к некото
рым делаверским LLC), договор
об избежании двойного налого
обложения вообще не относится
— к таким компаниям применя
ются правила налогообложения
как к компаниям из стран, с
которыми нет договора
Кипр
только на Кипре (по ставке
Статья 6
4,25%)
Австрия
только в Австрии по обычной
Статья 7
ставке налога для местных
предприятий
i
Бельгия
только в Бельгии по обычной
•.^
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17