Рефераты. Оффшорные зоны

У регистрации товарного знака на иностранную компанию есть и свои неудобства. Во-первых, государственные пошлины, которые взимаются за регистрацию знака, для иностранных лиц исчислены в валюте, и ставки этих пошлин значительно выше, чем для российских заявителей. Например, подача заявки на один класс стоит 160 долларов, регистрация каждого дополнительного класса — 80 долларов, выдача свидетельства — 250 долларов.

Второе неудобство — необходимость обращаться в Патент­ное ведомство только через специально лицензированного патент­ного поверенного (в то время как российские лица могут подать заявку сами). Общая стоимость регистрации товарного знака мо­жет в этом случае зашкалить за 2 тысячи долларов, хотя мне из­вестны патентные поверенные, которые делают работу быстро и качественно и при этом выставляют весьма разумные счета (бы­вает даже, не более 800—1000 долларов — это с учетом государст­венных пошлин).

8.5. Оффшорная компания — владелец авторских прав

Авторские права на книги, аудиовизуальные произведения и прочие объекты интеллектуальной собственности имеют в кон­тексте налогового планирования одно неоспоримое преимущест­во перед всеми остальными вещами на свете: их цена не может быть установлена исходя из каких-либо единообразных правил. Вы, вероятно, сами не раз удивлялись, прохаживаясь по картин­ной галерее, почему одна картина стоит 20 долларов, а другая 20 тысяч долларов (хотя вы сами не дали бы и десятки за обе). Имен­но поэтому платежи за авторские права являются очень удобным способом законного уменьшения налогов и экспорта капитала.

Если ваш бизнес состоит в том, что вы приобретаете у авто­ров права на их произведения, а затем получаете доход от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то есть смысл задуматься об использовании оффшорной компании в качестве владельца этих прав. Авторские права — не вагон с алюминием. ^Йет ничего на этом свете, что могло бы запретить автору продать права на свою работу оффшорной компании! И нет ничего, что

запретило бы сторонам договориться о той или иной цене (в от­личие от случая с алюминием, на который существуют справоч­ные цены).

Однако, как и в предыдущих главах, сделаю предостереже­ния. Не всегда операции с авторскими правами логично вписыва­ются в обычный бизнес. Если фирма грамзаписи купила права на мелодию, это нормально. Однако если это делает торговая ком­пания, вероятно, налоговому инспектору потребуются простран­ные объяснения (к тому же, если интерес к музыке просыпается у этой компании каждый раз за день до сдачи очередного балан­са). К сожалению, по понятным причинам, я не могу поместить в этой книге совсем уж конкретные советы по обоснованию опера­ций с авторскими правами компаний, не являющихся фирмами звукозаписи, хотя по опыту работы могу дать их достаточно. А что касается общих рекомендаций — читайте, читайте и еще раз внимательно читайте главу 10.

При использовании сделок с авторскими правами для нало­гового планирования в России вы можете столкнуться с рядом проблем. Во-первых, налоговые чиновники порой очень плохо представляют себе разницу между уступкой авторских прав (когда права переходят полностью и безвозвратно к покупателю) и вы­дачей лицензий на их использование. В первом случае имеет ме­сто продажа товара (как это ни странно, авторские права — это своего рода товар), во втором — оказание услуги (передача в поль­зование). Если иностранная компания продает вам авторские права, то это внешнеэкономическая операция, и налога на доход продавца прав удерживать не надо (просто потому, что он не по­лучает никакого дохода с территории России, а только продает туда товар). Если же иностранная компания выдает только ли­цензию на использование прав, сама при этом оставаясь их обла­дателем, то ваши платежи этой компании (роялти) будут считать­ся ее доходом, и вам придется удерживать с них налог. Вторая проблема — отсутствие в российском законодательстве специфи­ческих положений о сделках с авторскими правами. Когда я дока­зываю налоговым органам, что покупка прав у иностранной ком­пании — это внешнеторговая сделка, меня иногда просят предъ­явить таможенные документы на ввоз. Но это же идиотизм, тре-

бовать документы на ввоз прав! (Кстати, как и на «ввоз услуг», чего тоже иногда требуют от налогоплательщиков). Права не мо­гут быть ввезены или вывезены — они по природе неперемещае­мы. Более того, права существуют не в каком-либо определенном месте, они просто существуют. Постарайтесь доходчиво объяснить это налоговому инспектору, если вам предъявят претензии, что вы «ввезли права» без уплаты налогов.

Аналогично использованию товарных знаков, сделки с ав­торскими правами могут оказаться очень выгодным инструмен­том безналогового экспорта валюты, если умело применить под­ходящий договор об избежании двойного налогообложения. Как и в предыдущей главе, для вашего удобства я объединил все дан­ные о различных договорах в таблицу.

Страна регистрации компании — владельца авторских прав

 

Где уплачивается налог, если владелец авторских прав выдает лицензию российскому предприятию, сам при этом не имея в России постоянного представительства?

 

Ссылка на статью договора об избежании двойного нало­гообложения

 

США

 

только в США, но очень много

 

Статья 12

 

 

 

оговорок. Внимание! К компани­

 

 

 

 

 

ям, не уплачивающим американ­

 

 

 

 

 

ские налоги (например, к некото­

 

 

 

 

 

рым делаверским LLC), договор

 

 

 

 

 

об избежании двойного налого­

 

 

 

 

 

обложения вообще не относится

 

 

 

 

 

— к таким компаниям применя­

 

 

 

 

 

ются правила налогообложения

 

 

 

 

 

как к компаниям из стран, с

 

 

 

 

 

которыми нет договора

 

 

 

Кипр

 

только на Кипре (по ставке

 

Статья 6

 

 

 

4,25%)

 

 

 

Австрия

 

только в Австрии по обычной

 

Статья 7

 

 

 

ставке налога для местных

 

 

 

 

 

предприятий

 

i

 

Бельгия

 

только в Бельгии по обычной

 

Статья 12

 

 

 

ставке налога для местных

 

•.^

 

 

 

предприятий

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.