Рефераты. Оффшорные зоны

Слава Богу, что хоть мидовские чиновники нашли себя слишком занятыми и не издали ничего по этому поводу — хотя могли бы, ведь Постановление СМ СССР упоминает и МИД.

Для Вашего сведения я публикую здесь весь список докумен­тов для каждого ведомства, а также требования, относящиеся к технико-экономическому обоснованию проекта.

13. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФФШОРНОЙ КОМПАНИИ В РОССИИ:

БУДЬТЕ АККУРАТНЫ

Законодательство о налогах на иностранные предприятия в России так часто изменяется, что я боюсь анализировать здесь конкретные формулировки — вполне вероятно, что к моменту выхода книги в свет некоторые из них уже устареют. Хотя в этой главе я буду приводить цитаты из действующих инструктивных документов, основная цель главы — не детально прокомментиро­вать законодательство, а дать общие рекомендации и высказать общие предостережения относительно работы в России через офф­шорную компанию.

13.1. Постановка на налоговый учет

Постановка на налоговый учет еще не означает, что надо ав­томатически платить какие-то налоги, тем не менее, это первая стадия контроля над компанией, и к этой стадии надо либо хоро­шо подготовиться, либо попытаться законно ее избежать.

Согласно принятой 16 июня 1995 г. Инструкции Государст­венной налоговой службы №34, .на налоговый учет должны встать все иностранные юридические лица (что включает юридических лиц — участников товариществ и других предприятий, не имею­щих статуса юридических лиц), осуществляющие деятельность в Российской Федерации (при этом если планируется ведение дея­тельности в нескольких местах на территории России, встать на учет необходимо в каждом из этих мест). Норма сформулирована Достаточно широко, однако позволяет не вставать на налоговый учет тем лицам, которые на территории РФ деятельности не ве­дут, а, например, только получают с ее территории доходы.

Идем дальше. Для тех юридических лиц, которые в России деятельность не осуществляют, но получают доходы, предусмот­рено требование уведомить российские налоговые органы об ис­точнике таких доходов. Совершенно очевидно, что если у иност­ранного лица (а) нет в России имущества, на которое можно было бы обратить взыскание, (б) нет уполномоченного представителя, к которому можно было бы предъявить требования, и (в) нет желания использовать механизм уведомления для получения льгот по договорам об избежании двойного налогообложения, то заста­вить это лицо подать уведомление будет весьма проблематично. Впрочем, сама подача уведомления для иностранной компании не представляет большой проблемы и лишних налогов ей не до­бавляет, поэтому я не вижу особых причин, почему подачи уве­домления стоило бы избегать.

13.2. Постоянное представительство или нет?

Понятие постоянного представительства — не собственное изобретение российских законодателей. Оно было разработано очень давно, и не будет преувеличением сказать, что на этом понятии зиждется практически вся система норм по налогообло­жению иностранных компаний в большинстве стран. Принцип прост: если деятельность компании в какой-либо стране попадает под понятие постоянного представительства, то такая компания будет платить все местные налоги наравне с резидентами той стра­ны. Если же деятельность компании признается не образующей постоянного представительства, то к ней будет применен особый режим регулирования и, что самое главное, особые налоговые ставки.

Принята такая система норм и в России. Если деятельность иностранной компании в России образует, по российским зако­нам, постоянное представительство, то такая компания платит все российские налоги наравне с местными предприятиями: налог на прибыль по общей ставке (на момент выхода книги в свет — в среднем 35%) и другие налоги. Если же иностранной компании удается так построить свою деятельность, что российский закон не будет рассматривать ее как деятельность через постоянное

представительство, то правила налогообложения будут совсем иными. Вместо налога на прибыль будет взиматься (вернее, удер­живаться у источника выплаты) налог на доход, причем по пони­женной ставке (сейчас — 20%; в некоторых регионах, вроде Кал­мыкии или Алтая, — 13% за счет отсутствия Федеральной став­ки), и для некоторых видов дохода будут применяться специаль­ные ставки (доходы от фрахта — 6%, проценты и дивиденды — 15%).

Что же рассматривается в российском законодательстве как постоянное представительство иностранного юридического лица? Процитирую вышеупомянутую Инструкцию 34 (в редакции, дей­ствующей на день издания книги):

«1.4. Под постоянным представительством иностранно­го юридического лица в Российской Федерации для це­лей налогообложения понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное ме­сто регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением преду­смотренных контрактами работ по строительству, уста­новке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию обору­дования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридичес­кому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлече­нию дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации» (курсив мой. — Автор)

Достоин удивления размах российской налоговой службы, признающей постоянным представительством даже человека, гу­ляющего по улице с доверенностью от иностранного лица в кар­мане (если по этой доверенности человек уполномочен представ­лять указанное лицо). Этакое гуляющее «постоянное представи­тельство»...

Помимо процитированных выше критериев постоянного представительства Инструкция содержит еще несколько:

«1.5. Иностранное юридическое лицо, в частности, рас­сматривается как имеющее постоянное представительст­во в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основа­нии договорных отношений с иностранным юридичес­ким лицом представляют его интересы в Российской Фе­дерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностран­ного юридического лица или имеющие полномочия об­говаривать существенные условия контрактов.»

Заметим, однако, что если представительские/посредничес­кие функции выполняет местное предприятие, которому вообще свойственно выполнять такие функции (т.е. представительство других лиц — ее основная специализация), то работа через него не рассматривается как работа через постоянное представитель­ство. Таким образом, если ваша компания, например, играет на российском рынке ценных бумаг, то имеет смысл ВСЕГДА поль­зоваться услугами брокера (профессионального посредника), что­бы не попасть под определение постоянного представительства. Цитирую Инструкцию далее:

«... Вместе с тем, если указанная российская организа­ция или физическое лицо действуют в отношении ино­странного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, упол­номоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они считаются постоянным пред­ставительством иностранного юридического лица, так как в данном случае действуют вне рамок своей обыч­ной деятельности.

1.6. Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестиция­ми, кроме выполнения от имени такого предприятия за­

фиксированных в учредительных документах обязанно­стей осуществляет также другую деятельность в Россий­ской Федерации от своего имени (в пользу предприя­тия, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, то такая его деятель­ность также считается осуществляемой через постоян­ное представительство. Осуществляемой через постоян­ное представительство может быть признана деятель­ность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником предприятия с иностранны­ми инвестициями) в части, касающейся представления его сотрудникам и на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц. В этом случае ино­странное юридическое лицо должно зарегистрировать свое постоянное представительство в установленном порядке.

1.7. Дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не рассматривается как посто­янное представительство своей материнской (основной) компании (т.е. компании, имеющей существенное учас­тие в акционерном капитале другой компании) несмот­ря на то, что деятельность такой дочерней компании осу­ществляется под руководством материнской компании, поскольку в целях налогообложения такая дочерняя ком­пания является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком.

Тем не менее такая дочерняя компания является посто­янным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской ком­панией представляет ее интересы в Российской Федера­ции и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени.

1.8. Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как постоянное представительст­во...»

Каким же образом должна действовать иностранная компа­ния, чтобы не попасть под определение постоянного представи­тельства? Изложу несколько соображений.

ПЕРВОЕ. Компания не должна иметь в России «постоянно­го представителя» (извините за тавтологию). Если Вы контроли­руете оффшорную компанию и получили от нее генеральную до­веренность, НИКОГДА не пользуйтесь ей на территории России. Вместо этого либо получайте разовые доверенности на конкрет­ные действия (что, однако, не самый проверенный вариант: см. определение в статье 1.5 Инструкции), либо отсылайте все кон­тракты для подписания своим номинальным директорам. Второй вариант, конечно, более обременителен, однако гарантирует от­сутствие претензий со стороны налоговых органов, если все ос­тальное сделано правильно.

ВТОРОЕ. Если один из видов деятельности вашей оффшор­ной компании неизбежно попадает под определение постоянного представительства (например, торговля с местного склада), поза­ботьтесь, чтобы остальные виды деятельности осуществлялись через другие оффшорные компании (торговые операции, напри­мер). Иначе есть риск, что и эти виды деятельности попадут под ставку налога, предусмотренную для резидентов и постоянных представительств.

ТРЕТЬЕ. Никогда не забывайте о договорах об избежании двойного налогообложения! Эти договоры не только оговарива­ют, когда и где платить налоги, они (договоры) еще содержат нормы, определяющие критерии существования постоянного представительства. Запомните, что нормы, содержащиеся в дого­ворах об избежании двойного налогообложения, применяются всегда ВМЕСТО соответствующих норм российского законода­тельства. Зачастую правила международных договоров более ли­берально подходят к вопросу постоянного представительства, чем российский закон. Внимательно изучите тексты договоров и ре­шите, не стоит ли ту деятельность, которую вы вели раньше через компанию из страны без договора с Россией, перевести на компа­нию из страны, с которой есть договор, чтобы деятельность тем самым перестала создавать постоянное представительство? На­пример, по российскому законодательству контора в России, ве­

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.