Дивиденды
Если вы контролируете компанию, которая может выплатить вам дивиденды, то есть множество причин, по которым я бы отсоветовал получать именно дивиденды. Самая главная причина:
дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, т.е. для того, чтобы их выплатить, из исходной суммы придется подарить государству как минимум налог на прибыль (на самом деле — гораздо больше). Поэтому, если у вас нет серьезных причин выплачивать именно дивиденды, выплатите что-либо еще.
Теперь о ситуациях, когда вы не контролируете предприятие-плательщика дивидендов и вам хочется их получить с минимумом налогов (стандартная ставка — 15%). Можно рассмотреть следующие варианты. Во-первых, Кипр. Кипр вообще идеальное место для компании, получающей доход из России, а в отношении дивидендов сей остров просто не имеет равных. Согласно договору между СССР и Кипром, если кипрская компания не имеет в России постоянного представительства, то налог эта компания будет платить только на Кипре. Ставку кипрского налога я называл уже несколько раз, но повторю еще раз (приятное и повторить не грех) — 4,25%. Всего-то! Так что, если вы не имеете ничего против Кипра, получайте дивиденды через кипрские компании. Если вы по какой-либо причине не хотите использовать Кипр, то придется рассмотреть несколько более сложных ходов.;
Один из них — репатриация дивидендов через Австрию. J
Австрийская компания подойдет для безналогового получи ния дивидендов, только если: д
(1) она владеет по крайней мере 25% российского АО, вмИ плачивающего дивиденды; J
(2) она владеет акциями более года; •
(3) капитал российского АО состоит из ценных бумаг с фик^
сированной ставкой процента МЕНЕЕ чем на четверть (для справки: согласно российскому законодательству привилегированными могут быть не более 25% акций АО);
(4) австрийская компания создана в форме, аналогичной российскому АО (т.е. тоже в форме акционерного общества).
Если все четыре условия выполнены, дивиденды не только не будут облагаться налогом в России (согласно статье 8 Договора), но и австрийская компания не заплатит с них ни шиллинга налогов. Куда девать деньги дальше, после того, как они получены австрийской компанией? Стандартный налог в 22% на перевод дивидендов из Австрии не оставляет много вариантов. Опять придется использовать договоры об избежании двойного налогообложения, теперь уже австрийские. Перевод дивидендов на Кипр снизит налог до 10%, однако, если вы не использовали Кипр сразу, то нет смысла его использовать и сейчас. Перевод дивидендов из Австрии в Голландию может быть совсем безналоговым — при условии, что голландская компания владеет по крайней мере четвертью капитала австрийской компании. Нидерландская компания может также не платить налог с полученных из Австрии дивидендов, если будет выполнен ряд требований, аналогичных тем, что были описаны выше для Австрии. И, наконец, от голландской компании дивиденды можно в почти безналоговом режиме переправить на Нидерландские Антильские острова — согласно договору между этими островами и Голландией. Вот так все бывает сложно. Вывод напрашивается сам собой: австрийские компании хороши для получения дивидендов, только если у вас есть какие-либо дополнительные причины для использования именно Австрии, помимо желания не платить налог с дивидендов. Иначе все получается очень громоздко.
9.4. Мысль, которая вряд ли кому приходила в голову, но может существенно помочь вашему иностранному партнеру
Все, о чем я писал выше, можно свести к следующей формуле:
как, используя разные страны, свести к минимуму большие российские налоги. Теперь попробуем перевернуть вопрос с ног на голову:
а нельзя ли использовать Россию для того, чтобы снизить налоговые "латежи в других странах? Оказывается можно.
Если у вас есть партнер в стране, заключившей с Россией дого- | вор об избежании двойного налогообложения, он (партнер), может | быть, страдает от очень высокого местного налога. Он так же, как и | вы сейчас, штудирует книги и пытается найти страну, действуя из | которой без постоянного представительства, он смог бы платить более низкий налог — налог, установленный для предприятий той | самой страны. Вы можете оказать ему услугу — дать хороший совет в отношении места регистрации компании для его бизнеса. Ну уж не Россия же имеется в виду, скажете вы. Именно Россия, уважаемый читатель. Точнее, не вся Россия, а три-четыре маленькие республики: Калмыкия, Алтай, Бурятия и несколько других. Как-то незаметно для широкой международной общественности с 1994 г. — сначала Калмыкия, потом некоторые другие субъекты Федерации, постепенно отменили у себя почти все местные налоги, включая 22%-й республиканский налог на прибыль. Осталось только платить 13% в Федеральный бюджет. Для такого льготного режима, правда, есть условия. Например, по калмыцким законам, предприятие, претендующее на льготы, должно фактически быть нерезидентным, т.е. не должно своим присутствием отягощать и без того небольшую калмыцкую территорию. Но это же именно то, что нужно вашему партнеру! Если он планирует вести какую-либо деятельность вне России, | а платить при этом российские налоги, то смело можно посоветовать Ч ему работать через калмыцкое предприятие (договоры об избежании двойного налогообложения распространяются на всю территорию России без исключения). При этом ваш партнер должен будет смириться с тем, что его новая компания не сможет открывать счетов за границей и не будет столь свободна в валютных операциях, а также не сможет выплачивать зарплату (из-за огромных взносов во внебюджетные фонды). Однако, как я полагаю, это не смертельные трудности, и калмыцкое предприятие вполне может подойти для того, чтобы провести через него несколько крупных международных one- | раций. В принципе, вместо калмыцкого предприятия можно исполь-1 зовать любое, имеющее аналогичные льготы (Бурятия, Алтай и др.),| однако по моему опыту вести международный бизнес через Калмы-j кию удобно по одной причине. Это старейший налоговый оазис В1 России (с 1994 г.), поэтому его налоговая бюрократия сейчас наибо-j лее приспособлена к работе с международными налоговыми осво-1 бождениями, чего не скажешь об органах, обслуживающих прочие' низконалоговые зоны.
11.6. Как получить разрешение на создание оффшорной компании
Как было показано выше, все требования о получении разрешений у российских контролирующих органов относятся не к факту контроля над оффшорным предприятием, а только к инвестированию средств в его капитал или приобретению его ценных бумаг. Несмотря на то, что большинство российских предпринимателей, контролирующих иностранные компании, либо просто игнорируют требование о получении лицензии, логично полагаясь на конфиденциальность информации о владельцах в стране регистрации компании, либо законно это требование обходят, создавая схемы контроля без нарушения правил инвестирования за рубеж, есть ситуации, когда для реализации проекта желательно именно получение всех возможных разрешений. Если вы получаете кредит на российское предприятие и иностранный банк требует создания оффшорной компании для обслуживания этой операции, то он скорее всего захочет, чтобы предприятие-получатель кредита владело 100% акций такой оффшорной компании (т.е. осуществляло прямой контроль над этим предприятием и могло все эти 100% акций заложить банку-кредитору). Хотите или нет, лицензию у Центробанка получать придется.
Один из юристов, помогавших подбирать материал для этой книги, имеет существенный опыт общения с Центральным банком по поводу лицензий на перевод средств в капитал оффшорных компаний и берется утверждать, что обычному бизнесмену с ЦБ по этому вопросу лучше не связываться. Чтобы вам дали лицензию, нужно доказать, что создание оффшорной компании необходимо для привлечения в Россию или крупного кредита, или чего-либо в этом роде, а также пообещать полностью отчитываться перед Центробанком о деятельности такой компании — вплоть до ежегодных выписок по ее счетам в банке. Во всех остальных случаях сотрудники ЦБ будут благоразумно исходить из интересов Российского государства и, скорее всего, вам откажут. (Привыкайте, господа, к тому, что ваши интересы очень часто будут прямо противоположны интересам государства.)
Список документов, которые требует Центробанк для выдачи лицензий, раньше устанавливался для каждого конкретного случая (единой инструкции не было). Теперь Инструкция появилась, и я привожу полный список документов в этой главе. Обычно требуется пространная заявка с изложением сути проекта и с обоснованием, почему создание оффшорной компании выгодно для Российской Федерации (я уже говорил, что одним из таких обоснований может быть получение иностранного кредита). В дополнение к этому потребуются учредительные документы иностранной компании и российского предприятия, а также справки из налоговой инспекции о том, что российское предприятие не имеет задолженности по налогам. Если речь идет о создании оффшорной компании для обеспечения кредита, то дополнительно потребуется изложение операции, ради которой получается кредит, а также документы от иностранного кредитора о его готовности предоставить средства. Обычно парафированного кредитного соглашения или подписанного кредитором письма с изложением основных условий кредита бывает достаточно для того, чтобы начать лицензирование проекта.
Помимо получения лицензии в Центральном банке любые инвестиции российских резидентов за рубеж должны быть одобрены Министерством внешнеэкономических связей и зарегистрированы в Государственном реестре.
Любопытна правовая природа этого требования. В Указе Президента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэко
номической деятельности на территории РСФСР» (пункт 9) было установлено: «Осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензии и в порядке, определяемом правительством РСФСР». Никакого постановления Правительства РСФСР, а затем и Российской Федерации по этому поводу издано не было. Норма на какое-то время повисла в воздухе. Затем в 1992 г. был принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, после которого все было поставлено на свои места; для любых инвестиций за рубеж устанавливалось требование получить лицензию Центробанка.
Однако не все так просто. Монопольное положение решать вопрос о лицензиях на зарубежные инвестиции, которое занял в силу закона Центробанк, не давало покоя другим ведомствам. И вот в лучших традициях российского чиновничьего нормотворче-ства в феврале 1994 г. Министерство внешнеэкономических связей издало «Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом.» Как вы успели догадаться из названия, МВЭС тем самым «обрел» полномочия, по сути полностью параллельные центробанковским — разрешать или нет инвестировать капитал за границу. В качестве обоснования «Временного положения» было названо Постановление Совета Министров СССР № 412 от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом», в котором было установлено, что «зарубежные предприятия создаются советскими государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств...,» а всеми прочими юридическими лицами — «с согласия Министерства внешних экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных дел СССР», а также что «созданные зарубежные предприятия регистрируются советскими партнерами в специальном реестре.» Можно спорить, насколько правомерен этот пируэт ведомственного нормотворчества, но в настоящее время факт остается фактом: для (открытого) инвестирования средств за рубеж вам придется сходить за разрешением и в Центробанк, и в Министерство внешнеэкономических связей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17