Рефераты. Оффшорные зоны

Дивиденды

Если вы контролируете компанию, которая может выплатить вам дивиденды, то есть множество причин, по которым я бы от­советовал получать именно дивиденды. Самая главная причина:

дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, т.е. для того, что­бы их выплатить, из исходной суммы придется подарить государ­ству как минимум налог на прибыль (на самом деле — гораздо больше). Поэтому, если у вас нет серьезных причин выплачивать именно дивиденды, выплатите что-либо еще.

Теперь о ситуациях, когда вы не контролируете предприя­тие-плательщика дивидендов и вам хочется их получить с мини­мумом налогов (стандартная ставка — 15%). Можно рассмотреть следующие варианты. Во-первых, Кипр. Кипр вообще идеальное место для компании, получающей доход из России, а в отноше­нии дивидендов сей остров просто не имеет равных. Согласно договору между СССР и Кипром, если кипрская компания не имеет в России постоянного представительства, то налог эта ком­пания будет платить только на Кипре. Ставку кипрского налога я называл уже несколько раз, но повторю еще раз (приятное и по­вторить не грех) — 4,25%. Всего-то! Так что, если вы не имеете ничего против Кипра, получайте дивиденды через кипрские ком­пании. Если вы по какой-либо причине не хотите использовать Кипр, то придется рассмотреть несколько более сложных ходов.;

Один из них — репатриация дивидендов через Австрию.       J

Австрийская компания подойдет для безналогового получи ния дивидендов, только если:                             д

(1) она владеет по крайней мере 25% российского АО, вмИ плачивающего дивиденды;                               J

(2) она владеет акциями более года;                    •

(3) капитал российского АО состоит из ценных бумаг с фик^

сированной ставкой процента МЕНЕЕ чем на четверть (для справ­ки: согласно российскому законодательству привилегированны­ми могут быть не более 25% акций АО);

(4) австрийская компания создана в форме, аналогичной рос­сийскому АО (т.е. тоже в форме акционерного общества).

Если все четыре условия выполнены, дивиденды не только не будут облагаться налогом в России (согласно статье 8 Догово­ра), но и австрийская компания не заплатит с них ни шиллинга налогов. Куда девать деньги дальше, после того, как они получе­ны австрийской компанией? Стандартный налог в 22% на пере­вод дивидендов из Австрии не оставляет много вариантов. Опять придется использовать договоры об избежании двойного налого­обложения, теперь уже австрийские. Перевод дивидендов на Кипр снизит налог до 10%, однако, если вы не использовали Кипр сра­зу, то нет смысла его использовать и сейчас. Перевод дивидендов из Австрии в Голландию может быть совсем безналоговым — при условии, что голландская компания владеет по крайней мере чет­вертью капитала австрийской компании. Нидерландская компа­ния может также не платить налог с полученных из Австрии ди­видендов, если будет выполнен ряд требований, аналогичных тем, что были описаны выше для Австрии. И, наконец, от голланд­ской компании дивиденды можно в почти безналоговом режиме переправить на Нидерландские Антильские острова — согласно договору между этими островами и Голландией. Вот так все быва­ет сложно. Вывод напрашивается сам собой: австрийские компа­нии хороши для получения дивидендов, только если у вас есть какие-либо дополнительные причины для использования именно Австрии, помимо желания не платить налог с дивидендов. Иначе все получается очень громоздко.

9.4. Мысль, которая вряд ли кому приходила в голову, но может существенно помочь вашему иностранному партнеру

Все, о чем я писал выше, можно свести к следующей формуле:

как, используя разные страны, свести к минимуму большие россий­ские налоги. Теперь попробуем перевернуть вопрос с ног на голову:

а нельзя ли использовать Россию для того, чтобы снизить налоговые "латежи в других странах? Оказывается можно.

Если у вас есть партнер в стране, заключившей с Россией дого- | вор об избежании двойного налогообложения, он (партнер), может | быть, страдает от очень высокого местного налога. Он так же, как и | вы сейчас, штудирует книги и пытается найти страну, действуя из | которой без постоянного представительства, он смог бы платить более низкий налог — налог, установленный для предприятий той | самой страны. Вы можете оказать ему услугу — дать хороший совет в отношении места регистрации компании для его бизнеса. Ну уж не Россия же имеется в виду, скажете вы. Именно Россия, уважаемый читатель. Точнее, не вся Россия, а три-четыре маленькие республи­ки: Калмыкия, Алтай, Бурятия и несколько других. Как-то незамет­но для широкой международной общественности с 1994 г. — сначала Калмыкия, потом некоторые другие субъекты Федерации, постепен­но отменили у себя почти все местные налоги, включая 22%-й республиканский налог на прибыль. Осталось только платить 13% в Федеральный бюджет. Для такого льготного режима, правда, есть условия. Например, по калмыцким законам, предприятие, пре­тендующее на льготы, должно фактически быть нерезидентным, т.е. не должно своим присутствием отягощать и без того небольшую кал­мыцкую территорию. Но это же именно то, что нужно вашему парт­неру! Если он планирует вести какую-либо деятельность вне России, | а платить при этом российские налоги, то смело можно посоветовать Ч ему работать через калмыцкое предприятие (договоры об избежании двойного налогообложения распространяются на всю территорию России без исключения). При этом ваш партнер должен будет сми­риться с тем, что его новая компания не сможет открывать счетов за границей и не будет столь свободна в валютных операциях, а также не сможет выплачивать зарплату (из-за огромных взносов во внебю­джетные фонды). Однако, как я полагаю, это не смертельные труд­ности, и калмыцкое предприятие вполне может подойти для того, чтобы провести через него несколько крупных международных one- | раций. В принципе, вместо калмыцкого предприятия можно исполь-1 зовать любое, имеющее аналогичные льготы (Бурятия, Алтай и др.),| однако по моему опыту вести международный бизнес через Калмы-j кию удобно по одной причине. Это старейший налоговый оазис В1 России (с 1994 г.), поэтому его налоговая бюрократия сейчас наибо-j лее приспособлена к работе с международными налоговыми осво-1 бождениями, чего не скажешь об органах, обслуживающих прочие' низконалоговые зоны.

11.6. Как получить разрешение на создание оффшорной компании

Как было показано выше, все требования о получении раз­решений у российских контролирующих органов относятся не к факту контроля над оффшорным предприятием, а только к инве­стированию средств в его капитал или приобретению его ценных бумаг. Несмотря на то, что большинство российских предприни­мателей, контролирующих иностранные компании, либо просто игнорируют требование о получении лицензии, логично полага­ясь на конфиденциальность информации о владельцах в стране регистрации компании, либо законно это требование обходят, создавая схемы контроля без нарушения правил инвестирования за рубеж, есть ситуации, когда для реализации проекта желатель­но именно получение всех возможных разрешений. Если вы по­лучаете кредит на российское предприятие и иностранный банк требует создания оффшорной компании для обслуживания этой операции, то он скорее всего захочет, чтобы предприятие-получа­тель кредита владело 100% акций такой оффшорной компании (т.е. осуществляло прямой контроль над этим предприятием и могло все эти 100% акций заложить банку-кредитору). Хотите или нет, лицензию у Центробанка получать придется.

Один из юристов, помогавших подбирать материал для этой книги, имеет существенный опыт общения с Центральным бан­ком по поводу лицензий на перевод средств в капитал оффшор­ных компаний и берется утверждать, что обычному бизнесмену с ЦБ по этому вопросу лучше не связываться. Чтобы вам дали ли­цензию, нужно доказать, что создание оффшорной компании необходимо для привлечения в Россию или крупного кредита, или чего-либо в этом роде, а также пообещать полностью отчитывать­ся перед Центробанком о деятельности такой компании — вплоть до ежегодных выписок по ее счетам в банке. Во всех остальных случаях сотрудники ЦБ будут благоразумно исходить из интере­сов Российского государства и, скорее всего, вам откажут. (При­выкайте, господа, к тому, что ваши интересы очень часто будут прямо противоположны интересам государства.)

Список документов, которые требует Центробанк для выда­чи лицензий, раньше устанавливался для каждого конкретного случая (единой инструкции не было). Теперь Инструкция появи­лась, и я привожу полный список документов в этой главе. Обыч­но требуется пространная заявка с изложением сути проекта и с обоснованием, почему создание оффшорной компании выгодно для Российской Федерации (я уже говорил, что одним из таких обоснований может быть получение иностранного кредита). В дополнение к этому потребуются учредительные документы ино­странной компании и российского предприятия, а также справки из налоговой инспекции о том, что российское предприятие не имеет задолженности по налогам. Если речь идет о создании оффшорной компании для обеспечения кредита, то дополнитель­но потребуется изложение операции, ради которой получается кредит, а также документы от иностранного кредитора о его го­товности предоставить средства. Обычно парафированного кре­дитного соглашения или подписанного кредитором письма с из­ложением основных условий кредита бывает достаточно для того, чтобы начать лицензирование проекта.

Помимо получения лицензии в Центральном банке любые инвестиции российских резидентов за рубеж должны быть одоб­рены Министерством внешнеэкономических связей и зарегист­рированы в Государственном реестре.

Любопытна правовая природа этого требования. В Указе Пре­зидента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэко­

номической деятельности на территории РСФСР» (пункт 9) было установлено: «Осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрирован­ными на территории РСФСР, и советскими гражданами произво­дится по лицензии и в порядке, определяемом правительством РСФСР». Никакого постановления Правительства РСФСР, а за­тем и Российской Федерации по этому поводу издано не было. Норма на какое-то время повисла в воздухе. Затем в 1992 г. был принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, после которого все было поставлено на свои места; для любых инвестиций за рубеж устанавливалось требование получить ли­цензию Центробанка.

Однако не все так просто. Монопольное положение решать вопрос о лицензиях на зарубежные инвестиции, которое занял в силу закона Центробанк, не давало покоя другим ведомствам. И вот в лучших традициях российского чиновничьего нормотворче-ства в феврале 1994 г. Министерство внешнеэкономических свя­зей издало «Временный порядок выдачи заключения МВЭС Рос­сии о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием рос­сийского капитала, за рубежом.» Как вы успели догадаться из названия, МВЭС тем самым «обрел» полномочия, по сути полно­стью параллельные центробанковским — разрешать или нет ин­вестировать капитал за границу. В качестве обоснования «Вре­менного положения» было названо Постановление Совета Ми­нистров СССР № 412 от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйствен­ной деятельности советских организаций за рубежом», в котором было установлено, что «зарубежные предприятия создаются со­ветскими государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств...,» а всеми прочими юридическими лицами — «с согласия Министерства внешних экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных дел СССР», а также что «созданные зарубежные предприятия регистрируются советскими партнера­ми в специальном реестре.» Можно спорить, насколько правоме­рен этот пируэт ведомственного нормотворчества, но в настоя­щее время факт остается фактом: для (открытого) инвестирова­ния средств за рубеж вам придется сходить за разрешением и в Центробанк, и в Министерство внешнеэкономических связей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.