Сайт - http://www.nalogi.net
2. «ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ» И «ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ» -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
При упоминании международного планирования налогов все сразу же вспоминают об оффшорных зонах, хотя на самом деле это не более чем один из многих инструментов планирования, причем не всегда самый главный. Сотни гениальных безналого-// вых схем могут быть созданы без всякого использования офф-- шорных зон. Однако умалять их роль тоже не стоит. Итак, что же такое «оффшорные зоны» и как их используют в международном налоговом и финансовом планировании?
Традиционно оффшорной зоной (или оффшорным центром, или «налоговой гаванью») называют страну с благоприятным на-, логовым законодательством. «Оффшор» по-английски значит «за-,| граничный», буквально — «вдали от берега», и дальше вдаваться в лингвистические подробности мы не будем.
В конце книги дается относительно подробная библиография по законодательству различных государств — как классических оффшорных зон, так и некоторых других стран, представляющих интерес для оффшорного бизнеса. Детальные данные по законодательству каждой страны не приводятся. Пока же несколько слов об оффшорном бизнесе в целом.
Нам, живущим в стране с огромными налогами, трудно поверить, что добрая половина всех государств на Земле взимает с компаний, не ведущих деятельность непосредственно в этих странах, либо очень маленькие налоги, либо совсем ничего. Большинство этих государств — небольшие страны с прекрасным климатом и весьма либеральными правительствами. Как правило, они не имеют военных расходов, не раздаривают деньги убыточным предприятиям и содержат очень разумное число государственных чиновников. Основные доходы этих государств — импортные и
экспортные пошлины, сборы за регистрацию тех же оффшорных компаний и налоги с местной недвижимости и местного бизнеса, который в основном сводится к туризму и обслуживанию финансовой индустрии.
С середины XX в. безналоговые территории стали очень активно использоваться в международном бизнесе. Причина очевидна: зачем платить много, если можно совершенно законно платить мало или вообще ничего не платить? С каждым годом все больше и больше компаний и частных лиц выбирают безналоговую альтернативу. Бурный рост оффшорного бизнеса, однако, не < мог оставить безучастными правительства тех стран, из которых капитал стал эмигрировать в более благоприятные условия. Эти страны стали принимать специальные законы, чтобы свести на нет преимущества ведения дел через оффшорные структуры. Россия сейчас активно разрабатывает такое законодательство. Судебные органы многих тоталитарных в налоговом отношении государств стали вводить практику особого, подозрительного отношения к схемам с участием оффшорных компаний и трастов. Правительства, привыкшие не задумываясь тратить много чужих денег, не хотят сдавать позиции.
Тем не менее, всем, кто ведет международный бизнес, необходимо усвоить одну важную истину, благодаря которой перенесение операций из одного государства в другое может стать спасительным для этого бизнеса. Какие бы правила ни вводило правительство одного государства, его юрисдикция распространяется только на территорию самого этого государства.
Если Центральный банк России запрещает гражданам открывать без его разрешения счета за рубежом, это не значит, что иностранные банки будут следовать этому правилу и требовать у всех русских лицензии. С какой стати? Иностранный банк подчиняется своим, местным законам, в которых ни о каких лицензиях не сказано. То же относится и к оффшорным компаниям: для российских резидентов свобода международного предпринимательства ограничена тем, что купить акции зарубежной фирмы можно только с дозволения Центробанка. Однако, как вы догадываетесь, ^рпоративные реестры оффшорных стран не обращают слиш-^м много внимания на это правило. А по поводу попыток ЦБ
как-то убедить иностранные организации раскрывать информацию или хотя бы не давать российским резидентам нарушать отечественные законы, на память приходит мудрая русская пословица о перспективности поездки в чужой монастырь со своим уставом.
Однако, даже несмотря на это, я искренне не рекомендую идти на нарушение законов при ведении оффшорного бизнеса. Тем более, что создать оффшорную схему работы, не нарушая вообще никаких законов, совсем не так сложно, как кажется.
В этой книге будет детально описана методика создания безналоговых схем с участием оффшорных компаний, которую вы сможете внедрить в свой бизнес и использовать на практике. Однако перед тем, как объяснять конкретные методики, я полагаю необходимым рассказать вам об основных понятиях, правилах и фактах, относящихся к корпоративным структурам. Если вы опытный юрист и ищете в этой книге только практические советы, переходите сразу к разделу «Практика»; во всех остальных случаях начните с внимательного изучения следующей главы.
3. КРАТКИЙ КУРС КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Обычно книги и лекции по корпоративному праву невообразимо скучны. Ваш автор чуть не уснул однажды, сидя в одной из лондонских библиотек и перечитывая последние труды на эту тему. Как же иногда юристы умеют писать сложно о простом...
Давайте попробуем без хитрых юридических терминов разобраться в том, какие бывают компании, чем различаются их типы в разных странах и как те или иные компании можно использовать для финансового планирования.
* * *
Давным-давно, когда свободное предпринимательство еще только зарождалось, понятия «компания» в современном его смысле не существовало. Участники различных торговых объединений сами вкладывали в них свой труд, и если вся затея вдруг прогорала, расплачивались с кредиторами из своего кармана. Ни о каких «уставных фондах», «акциях» и «ограниченной ответственности» тогда еще не слышали. Позже, по мере развития коммерции, появилось понятие юридического лица с ограниченной ответственностью, позволившее разграничить личную ответственность участников по своим собственным долгам и ответственность юридического лица по долгам проводимого им бизнеса. Однако, несмотря на очевидные преимущества ограниченной ответственности, старая форма предприятия с полной ответственностью участников осталась и, стоит заметить, по-прежнему очень Распространена. ,
7. ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. КАК САМОМУ СОЗДАВАТЬ БЕЗНАЛОГОВЫЕ СХЕМЫ
Для начала — еще немного теории. Человек думающий, а именно таков наш читатель, всегда должен быть немножко теоретиком. Замечено, что анализ проблемы на теоретическом уровне может подчас подсказать такие решения, которые никогда не пришли бы в голову в процессе обычной работы с информацией. Итак, я прошу внимания: в этой главе будет изложена в общей форме основная методика налогового планирования. * * *
Очень часто можно услышать разговоры о «безналоговых компаниях» или «безналоговых зонах». Между тем, если Вы хотите начать серьезно разбираться в налоговом планировании, нужно с самого начала усвоить одну истину: безналоговых компаний или стран как таковых не бывает. Из неточности термина произрастает неверное понимание. Реальность такова, что безналоговыми могут быть только специфические ситуации.
Поясню это на примере. Было бы ошибкой говорить, что компания, зарегистрированная на острове Джерси, — «безналоговая» (еще ошибочней будет назвать Джерси «безналоговой зоной»). В большинстве ситуаций эта компания очень даже «налоговая»: например, осуществляя деятельность на самом острове, она должна платить налог по ставке 20% с прибыли; действуя в России, обязана платить все налоги наравне с обычными российскими компаниями, и, получая некоторые виды дохода из России без создания там постоянного представительства, вынуждена смириться с удержанием до 20% такого дохода у источника. Так что же в этой компании «безналогового»? Ответ — всего лишь одна ситуация: когда само государство Джерси не облагает налогом заграничную, не связанную с островом, деятельность компании. И, заметим, это единственная ситуация, имеющая ценность для налогового планирования.
Так вот, одним из главных приемов при создании схем минимизации налогов и сохранения капитала будет использование и комбинирование именно ситуаций. В идеале бизнес может быть организован так, что будет состоять сплошь из безналоговых ситуаций.
Теперь ближе к самой методике.
7.1. Основные предпосылки планирования
Возможность международного маневрирования финансами и сведения налогов, а также нежелательного контроля практически к нулю существует благодаря тому, что каким бы ни был бизнес, у него всегда будет несколько степеней свободы (переменных). Заменяя одно значение переменной другим, можно найти самый оптимальный вариант ведения бизнеса. Вот перечень этих важных степеней свободы.
Первая переменная — различная налоговая политика в разных государствах. Совершенно очевидно, что при получении одного и того же дохода в России и, скажем, в Америке вы заплатите совершенно разные налоги. Таким образом, можно маневрировать, размещая получающий прибыль субъект в наиболее выгодном месте.
Вторая переменная — организационно-правовая форма бизнеса. Это может быть акционерное общество (корпорация), товарищество, единоличное предприятие, и т.д. Всего в системе кор-, поративного права существует более дюжины возможных форм. Поскольку зачастую для различных форм предусмотрены различные правила налогообложения, можно выбрать ту из них, которая в данном государстве даст наибольшие налоговые преимущества.
Третья переменная — форма извлечения дохода из своего бизнеса. Например, можно получать доход от своего предприятия в виде дивидендов, заработной платы либо выплаты за оказанные этому предприятию услуги. Разные виды дохода, как правило, облагаются разными по величине налогами. Выгода из этого банального утверждения извлекается тогда, когда удается юридически корректно перевести один вид дохода в другой.
Вот вам и ситуация с тремя переменными. Комбинируйте различные страны с возможными типами компаний и с разными видами извлечения доходов и перед вами откроется необозримое множество вариантов. В мире более 180 стран (не считая их областей, штатов, провинций и колоний со специфическими налогами), число корпоративных форм можно смело измерять десятками, а видов получения дохода, из которых можно выбрать наилучший, как правило, бывает более двух-трех на каждую ситуацию.
Маленький пример. Если ваш бизнес, например, состоит в закупке медикаментов в США и продаже их в России (смотрите перечень переменных, данный выше), то вариантов ведения торговли будет очень и очень много. Самый простой вариант — закупать лекарства у продавца через российскую компанию, ввозить в Россию и через ту же компанию продавать. К сожалению, в этом случае вся разница цен попадет под российский налог на прибыль. Можно, однако, закупать лекарства через компанию в безналоговой зоне (например, через Багамскую компанию), а потом уже по высокой цене продавать российской фирме, которая будет торговать ими на местном рынке. Такой трюк называется «transfer pricing» (перенос цены) и позволяет снизить российский налог на прибыль почти до нуля (вся разница осталась на Багамах). А можно вообще обойтись без передачи права собственности на лекарства российской компании и продавать оптовые партии через агента в России... Вариантов масса. Задача специалиста по налоговому планированию — выбрать самый оптимальный вариант.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17