Рефераты. Оффшорные зоны

Оффшорные зоны

Сайт - http://www.nalogi.net

 

 

2. «ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ» И «ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ» -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

При упоминании международного планирования налогов все сразу же вспоминают об оффшорных зонах, хотя на самом деле это не более чем один из многих инструментов планирования, причем не всегда самый главный. Сотни гениальных безналого-// вых схем могут быть созданы без всякого использования офф-- шорных зон. Однако умалять их роль тоже не стоит. Итак, что же такое «оффшорные зоны» и как их используют в международном налоговом и финансовом планировании?

Традиционно оффшорной зоной (или оффшорным центром, или «налоговой гаванью») называют страну с благоприятным на-, логовым законодательством. «Оффшор» по-английски значит «за-,| граничный», буквально — «вдали от берега», и дальше вдаваться в лингвистические подробности мы не будем.

В конце книги дается относительно подробная библиогра­фия по законодательству различных государств — как классичес­ких оффшорных зон, так и некоторых других стран, представля­ющих интерес для оффшорного бизнеса. Детальные данные по законодательству каждой страны не приводятся. Пока же несколь­ко слов об оффшорном бизнесе в целом.

Нам, живущим в стране с огромными налогами, трудно по­верить, что добрая половина всех государств на Земле взимает с компаний, не ведущих деятельность непосредственно в этих стра­нах, либо очень маленькие налоги, либо совсем ничего. Большин­ство этих государств — небольшие страны с прекрасным клима­том и весьма либеральными правительствами. Как правило, они не имеют военных расходов, не раздаривают деньги убыточным предприятиям и содержат очень разумное число государственных чиновников. Основные доходы этих государств — импортные и

экспортные пошлины, сборы за регистрацию тех же оффшорных компаний и налоги с местной недвижимости и местного бизнеса, который в основном сводится к туризму и обслуживанию финан­совой индустрии.

С середины XX в. безналоговые территории стали очень ак­тивно использоваться в международном бизнесе. Причина оче­видна: зачем платить много, если можно совершенно законно пла­тить мало или вообще ничего не платить? С каждым годом все больше и больше компаний и частных лиц выбирают безналого­вую альтернативу. Бурный рост оффшорного бизнеса, однако, не < мог оставить безучастными правительства тех стран, из которых капитал стал эмигрировать в более благоприятные условия. Эти страны стали принимать специальные законы, чтобы свести на нет преимущества ведения дел через оффшорные структуры. Рос­сия сейчас активно разрабатывает такое законодательство. Судеб­ные органы многих тоталитарных в налоговом отношении госу­дарств стали вводить практику особого, подозрительного отно­шения к схемам с участием оффшорных компаний и трастов. Пра­вительства, привыкшие не задумываясь тратить много чужих де­нег, не хотят сдавать позиции.

Тем не менее, всем, кто ведет международный бизнес, необ­ходимо усвоить одну важную истину, благодаря которой перене­сение операций из одного государства в другое может стать спа­сительным для этого бизнеса. Какие бы правила ни вводило пра­вительство одного государства, его юрисдикция распространяет­ся только на территорию самого этого государства.

Если Центральный банк России запрещает гражданам откры­вать без его разрешения счета за рубежом, это не значит, что ино­странные банки будут следовать этому правилу и требовать у всех русских лицензии. С какой стати? Иностранный банк подчиняет­ся своим, местным законам, в которых ни о каких лицензиях не сказано. То же относится и к оффшорным компаниям: для рос­сийских резидентов свобода международного предприниматель­ства ограничена тем, что купить акции зарубежной фирмы можно только с дозволения Центробанка. Однако, как вы догадываетесь, ^рпоративные реестры оффшорных стран не обращают слиш-^м много внимания на это правило. А по поводу попыток ЦБ

как-то убедить иностранные организации раскрывать информа­цию или хотя бы не давать российским резидентам нарушать оте­чественные законы, на память приходит мудрая русская послови­ца о перспективности поездки в чужой монастырь со своим уста­вом.

Однако, даже несмотря на это, я искренне не рекомендую идти на нарушение законов при ведении оффшорного бизнеса. Тем более, что создать оффшорную схему работы, не нарушая вообще никаких законов, совсем не так сложно, как кажется.

В этой книге будет детально описана методика создания без­налоговых схем с участием оффшорных компаний, которую вы сможете внедрить в свой бизнес и использовать на практике. Однако перед тем, как объяснять конкретные методики, я пола­гаю необходимым рассказать вам об основных понятиях, прави­лах и фактах, относящихся к корпоративным структурам. Если вы опытный юрист и ищете в этой книге только практические советы, переходите сразу к разделу «Практика»; во всех осталь­ных случаях начните с внимательного изучения следующей гла­вы.

3. КРАТКИЙ КУРС КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Обычно книги и лекции по корпоративному праву невообра­зимо скучны. Ваш автор чуть не уснул однажды, сидя в одной из лондонских библиотек и перечитывая последние труды на эту тему. Как же иногда юристы умеют писать сложно о простом...

Давайте попробуем без хитрых юридических терминов разо­браться в том, какие бывают компании, чем различаются их типы в разных странах и как те или иные компании можно использо­вать для финансового планирования.

* * *

Давным-давно, когда свободное предпринимательство еще только зарождалось, понятия «компания» в современном его смысле не существовало. Участники различных торговых объеди­нений сами вкладывали в них свой труд, и если вся затея вдруг прогорала, расплачивались с кредиторами из своего кармана. Ни о каких «уставных фондах», «акциях» и «ограниченной ответст­венности» тогда еще не слышали. Позже, по мере развития ком­мерции, появилось понятие юридического лица с ограниченной ответственностью, позволившее разграничить личную ответст­венность участников по своим собственным долгам и ответствен­ность юридического лица по долгам проводимого им бизнеса. Однако, несмотря на очевидные преимущества ограниченной ответственности, старая форма предприятия с полной ответствен­ностью участников осталась и, стоит заметить, по-прежнему очень Распространена.         ,

7. ПРАКТИКА НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. КАК САМОМУ СОЗДАВАТЬ БЕЗНАЛОГОВЫЕ СХЕМЫ

Для начала — еще немного теории. Человек думающий, а именно таков наш читатель, всегда должен быть немножко теоре­тиком. Замечено, что анализ проблемы на теоретическом уровне может подчас подсказать такие решения, которые никогда не пришли бы в голову в процессе обычной работы с информацией. Итак, я прошу внимания: в этой главе будет изложена в общей форме основная методика налогового планирования. * * *

Очень часто можно услышать разговоры о «безналоговых компаниях» или «безналоговых зонах». Между тем, если Вы хоти­те начать серьезно разбираться в налоговом планировании, нуж­но с самого начала усвоить одну истину: безналоговых компаний или стран как таковых не бывает. Из неточности термина произ­растает неверное понимание. Реальность такова, что безналого­выми могут быть только специфические ситуации.

Поясню это на примере. Было бы ошибкой говорить, что компания, зарегистрированная на острове Джерси, — «безнало­говая» (еще ошибочней будет назвать Джерси «безналоговой зо­ной»). В большинстве ситуаций эта компания очень даже «нало­говая»: например, осуществляя деятельность на самом острове, она должна платить налог по ставке 20% с прибыли; действуя в России, обязана платить все налоги наравне с обычными россий­скими компаниями, и, получая некоторые виды дохода из России без создания там постоянного представительства, вынуждена сми­риться с удержанием до 20% такого дохода у источника. Так что же в этой компании «безналогового»? Ответ — всего лишь одна ситуация: когда само государство Джерси не облагает налогом заграничную, не связанную с островом, деятельность компании. И, заметим, это единственная ситуация, имеющая ценность для налогового планирования.

Так вот, одним из главных приемов при создании схем мини­мизации налогов и сохранения капитала будет использование и комбинирование именно ситуаций. В идеале бизнес может быть организован так, что будет состоять сплошь из безналоговых си­туаций.

Теперь ближе к самой методике.

7.1. Основные предпосылки планирования

Возможность международного маневрирования финансами и сведения налогов, а также нежелательного контроля практически к нулю существует благодаря тому, что каким бы ни был бизнес, у него всегда будет несколько степеней свободы (переменных). Заменяя одно значение переменной другим, можно найти самый оптимальный вариант ведения бизнеса. Вот перечень этих важ­ных степеней свободы.

Первая переменная — различная налоговая политика в раз­ных государствах. Совершенно очевидно, что при получении од­ного и того же дохода в России и, скажем, в Америке вы заплати­те совершенно разные налоги. Таким образом, можно маневриро­вать, размещая получающий прибыль субъект в наиболее выгод­ном месте.

Вторая переменная — организационно-правовая форма биз­неса. Это может быть акционерное общество (корпорация), това­рищество, единоличное предприятие, и т.д. Всего в системе кор-, поративного права существует более дюжины возможных форм. Поскольку зачастую для различных форм предусмотрены различ­ные правила налогообложения, можно выбрать ту из них, которая в данном государстве даст наибольшие налоговые преимущества.

Третья переменная — форма извлечения дохода из своего биз­неса. Например, можно получать доход от своего предприятия в виде дивидендов, заработной платы либо выплаты за оказанные этому предприятию услуги. Разные виды дохода, как правило, об­лагаются разными по величине налогами. Выгода из этого баналь­ного утверждения извлекается тогда, когда удается юридически корректно перевести один вид дохода в другой.

Вот вам и ситуация с тремя переменными. Комбинируйте различные страны с возможными типами компаний и с разными видами извлечения доходов и перед вами откроется необозримое множество вариантов. В мире более 180 стран (не считая их обла­стей, штатов, провинций и колоний со специфическими налога­ми), число корпоративных форм можно смело измерять десятка­ми, а видов получения дохода, из которых можно выбрать наи­лучший, как правило, бывает более двух-трех на каждую ситуа­цию.

Маленький пример. Если ваш бизнес, например, состоит в закупке медикаментов в США и продаже их в России (смотрите перечень переменных, данный выше), то вариантов ведения тор­говли будет очень и очень много. Самый простой вариант — за­купать лекарства у продавца через российскую компанию, вво­зить в Россию и через ту же компанию продавать. К сожалению, в этом случае вся разница цен попадет под российский налог на прибыль. Можно, однако, закупать лекарства через компанию в безналоговой зоне (например, через Багамскую компанию), а потом уже по высокой цене продавать российской фирме, кото­рая будет торговать ими на местном рынке. Такой трюк называ­ется «transfer pricing» (перенос цены) и позволяет снизить россий­ский налог на прибыль почти до нуля (вся разница осталась на Багамах). А можно вообще обойтись без передачи права собст­венности на лекарства российской компании и продавать опто­вые партии через агента в России... Вариантов масса. Задача спе­циалиста по налоговому планированию — выбрать самый опти­мальный вариант.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.