Рефераты. Объекты интеллектуальной собственности

Неодинаковы и способы определения объема вреда, на возмещение которого вправе претендовать владелец товарного знака и обладатель права на наименование места происхождения товара. Если первый, наряду с другими убытками, в качестве своей упущенной выгоды в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ может рассматривать доходы, полученные лицом, незаконно использовавшим принадлежащий потерпевшему товарный знак, то обладатель права на наименование места происхождения товара такой возможности не имеет. В соответствии с п. Зет. 46 Закона РФ о товарных знаках ему возмещаются все убытки, включая, несомненно, и доказанную им упущенную выгоду, но вся иная полученная при незаконном исполь­зовании наименования места происхождения товара прибыль вносится нарушителем в доход местного бюджета.

В качестве особого способа защиты права на товарный знак и наиме­нование места происхождения товара статья 46 Закона РФ о товарных знаках выделяет опубликование судебного решения в целях восстановления

деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителем.

Рассмотренные выше способы защиты в основном применяются во внедоговорной сфере. В тех случаях, когда товарный знак используется на лицензионной основе, защита прав владельца товарного знака осуществ­ляется прежде всего с помощью тех мер, которые предусмотрены сторонами в лицензионном договоре. Хотя Закон РФ о товарных знаках,  не упоминает специально о мерах обеспечительного характера, например, о возможности наложения ареста на изделия, незаконно маркированные чужим товарным знаком и т.д., для их применения судом нет никаких препятствий.

Действующее законодательство рассматривает незаконное использова­ние чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров не только в качестве гражданского правонарушения, но и как уголовно наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ). Но для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки, как неод­нократность или причинение крупного ущерба.

Уголовная ответственность может последовать и за незаконное исполь­зование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрирован­ного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (ч. 2 ст. 180 УК РФ).


Охрана средств индивидуализации российских участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) за рубежом. Выходя на зарубежный рынок со своей продукцией, которая часто ни в чем не уступает зарубежным аналогам, а иногда таких аналогов не имеет, российским предприятиям приходится вести жесткую конкурентную борьбу с иностран­ными фирмами. При этом нередко они сталкиваются с фактами недобро­совестного использования конкурентами таких обозначений, которые вольно или невольно вводят других участников оборота и потребителей в заблуждение относительно производителя товаров и места их происхожде­ния. Встречаются случаи и прямого присвоения заинтересованными лица­ми тех средств индивидуализации, которыми давно успешно пользуются российские предприятия.

Как и другие объекты промышленной собственности, средства инди­видуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) по общему правилу пользуются правовой охраной лишь в пределах территории того государства, в котором обладатель исключительного права на них приобрел эти права в установленном законом порядке.

Как уже указывалось, государства, участвующие в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, договорились о распространении на заявителей из всех стран—участниц национального режима, т.е. о предо­ставлении им такого же круга прав и обязанностей, которым пользуются в отношении приобретения прав на объекты промышленной собственности граждане и юридические лица того государства, в котором истребуется охрана. Поскольку фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров в соответствии с пунктом (2) ст. 1 конвенции относятся к охраняемым объектам промыш­ленной собственности, данное правило в полной мере применяется и к ним. Следует подчеркнуть, что данное правило действует и в отношении стран ближнего зарубежья, так как все они либо стали участницами Парижской конвенции, либо приняли на себя обязательство руководство­ваться ее положениями.

Что касается охраны средств индивидуализации участников граждан­ского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) на основе многосторонних соглашений, то в настоящее время по разным причинам она обеспечивается не всем из них. Международно-правовая охрана фир­менных наименований предусматривается лишь Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Согласно ст. 8 конвенции, все страны Парижского союза гарантируют охрану фирменных наименований без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, являются ли они частями товарных знаков или нет. При этом государства свободны в выборе средств и путей обеспечения такой охраны. В частности, они могут иметь специальные законы о фирменных наименованиях, пре­дусматривать их охрану с помощью законодательства о борьбе с недобро­совестной конкуренцией или использовать иные средства охраны. Кроме того, конвенция не раскрывает понятия «фирменное наименование», в связи с чем законодательством разных стран—участниц конвенции в него может вкладываться различное содержимое.

Российский фирмовладелец не должен подтверждать и того обстоятельства, что принадлежащее ему фирменное наименование зареги­стрировано в установленном порядке в Российской Федерации, когда такая регистрация будет требоваться в соответствии с российским законодатель­ством. Все это позволяет еще раз подчеркнуть, что право на фирменное наименование обладает свойством экстерриториальности и действует на территории всех стран—членов Парижской конвенции.

Напротив, российские товарные знаки и знаки обслуживания, за исключением тех из них, которые подпадают под разряд общеизвестных знаков, пользуются охраной в зарубежных странах лишь в том случае, если они зарегистрированы в этих странах либо осуществлена их международная регистрация в соответствии с действующими международными соглаше­ниями. В частности, конвенция закрепляет правила о приори­тетном сроке при регистрации знаков, составляющем 6 месяцев (пункт (1) ст. 4С), о независимости товарных знаков в различных странах Парижского Союза (ст. 6), о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики, официальных названий и эмблем междуна­родных организаций (ст. 6), о допустимых основаниях отказа в регистра­ции товарных знаков (ст. 6 ) и др. Однако сама Парижская конвенция не создает механизма международной охраны знаков, так как связывает предоставление охраны с их обязательной регистрацией в стра­нах—членах Парижского союза. Исключение составляют, как отмечалось, лишь так называемые общеизвестные знаки, которым охрана обеспечива­ется независимо от регистрации.

В настоящее время основным международным договором, направлен­ным на преодоление принципа территориальности в охране знаков, явля­ется Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Российская Федерация участвует в этом соглашении как правопреемник Советского Союза, который присоединился к нему в 1976 г. Сущность данного соглашения состоит в том, что товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро интеллектуальной собственности (г. Женева), получает в стране, участвующей в данном соглашении, такую же охрану, как если бы он был заявлен там непосредственно (пункт (1) ст. 4). Это означает, что Мадридское соглашение не создаетединого правового режима товарного знака во всех странах-участницах, а лишь облегчает процедуру получения охраны сразу во многих странах, избавляя от необходимости регистрации товарного знака в каждой отдельной стране.

Патентное ведомство любой страны, участвующей в соглашении, имеет право в срок, установленный ее национальным законодательством, но не позднее одного года с даты международной регистрации, заявить, что охрана зарегистриро­ванному знаку не может быть предоставлена на ее территории. Такой отказ должен быть мотивированным и может быть сделан только при наличии условий, которые в соответствии с Парижской конвенцией по охране про­мышленной собственности применяются к знакам, заявленным для нацио­нальной регистрации. Международное бюро незамедлительно пересылает патентному ведомству страны происхождения и владельцу знака копию уведомления об отказе в предоставлении охраны. Заинтересованное лицо имеет те же возможности для подачи возражения, как если бы знак был заявлен непосредственно в стране, где было отказано в охране.

В тех странах, от патентных ведомств которых сообщений об отказе в предоставлении охраны не поступило, международная регистрация знака действует в течение 20 лет, независимо от того, какие сроки установлены национальным законодательством. Регистрация может неоднократно про­длеваться на период 20 лет, считая с момента истечения предшествующего периода. За регистрацию знаков в Международное бюро уплачиваются международные пошлины, включающие основную пошлину, дополнитель­ную пошлину за каждый класс МКТУ сверх трех и добавочную пошлину за каждое расширение охраны. Продление международной регистрации осуществляется путем простой уплаты основной пошлины, а в случае необходимости — дополнительной и добавочной пошлины.

Международное сотрудничество в области охраны такого средства инди­видуализации производимой продукции, как наименование места происхож­дения товара, пока еще не получило достаточно широкого развития. Парижская конвенция по охране промышленной собственности в общей форме обязывает страны-участницы пресекать прямое или косвенное исполь­зование ложных указаний о происхождении продуктов или личности изгото­вителя, промышленника или торговца (ст. 10), но прямо не распространяет это требование на наименования мест происхождения товаров. Несмотря на близость понятий «указание происхождения» и «наименование места проис­хождения товара», они выступают как вполне самостоятельные объекты правовой охраны, что подтверждается статьей 1 конвенции. Поэтому едва ли можно согласиться со сделанным в литературе выводом о том, что поскольку наименование места происхождения является особым видом указания проис­хождения, положения ст. 10 Парижской конвенции должны применяться и к наименованиям мест происхождения.1

Специальным соглашением о международной охране наименований мест происхождения товаров, заключенным в соответствии сост. 19 Парижской конвенции, является Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.