Рефераты. Объекты интеллектуальной собственности

Еще более близкими друг к другу являются наименование места происхождения товара и указание происхождения.

В настоящее время российское законодательство не рассматривает указание происхождения в качестве самостоятельного объекта интеллек­туальной собственности, в связи с чем вопрос о нем и не выделяется особо в настоящей работе. Те меры борьбы против ложных указаний происхож­дения, которые должна обеспечить Российская Федерация как участник Парижской конвенции, предусматриваются российским законодательст­вом о пресечении недобросовестной конкуренции. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках», не допускается «введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, по­требительских свойств, качества товара».

Под указанием происхождения обычно понимаются все выражения или все знаки, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт (или услуга) произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или ином определенном месте.1 Сравнивая указание происхождения с наименованием места происхождения товара, можно обнаружить как черты сходства, так и различия между ними. Общим для них является то, что оба они прямо или косвенно указывают на ту страну или местность, откуда происходит товар. Однако если указание происхож­дения ограничивается данной информацией, то наименование места про­исхождения товара свидетельствует еще и о том, что обозначенный им товар обладает особыми свойствами, зависимыми от природных и (или) людских факторов, свойственных конкретной стране или местности. Кроме того, если указание происхождения может быть выражено в любой форме, в том числе изобразительной, например в виде использования силуэтов Адмиралтейства или Петропавловской крепости применительно к Санкт-Петербургу, то в качестве наименования места происхождения товара может выступать лишь название соответствующего географического объ­екта.

Виды товарных знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.

При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.

Изобразительные товарные знаки — это обозначения в виде разнооб­разных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится окало 70% всех регистрируемых отечественных товарных зна­ков.2

Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях — его длине, высоте и ширине. Предметом объ­емного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, например, форма мыла., свечи, пилюли и т.д., либо его упаковка, например, оригинальная форма бутылки для напитка или флакона для духов. Например, таллиннскому производственному объединению «Ливико» было выдано свидетельство №80759 со сроком действия по 7 февраля 1996 г. на право пользования товарным знаком, представляющим собой оригинальную бутылку для ликеров, напоминающую старинную башню".3

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы назван­ных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а исполь­зуемые элементы взаимно дополняют и поясняют друг друга. Например, на имя Московской экспериментальной кондитерской фабрики «Красный Октябрь» зарегистрирована в качестве комбинированного товар­ного знака красочная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый»1 .

Помимо приведенных видов товарных знаков, законодательство допу­скает к регистрации и другие обозначения товаров и услуг, в частности звуковые, световые, обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товар­ный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юри­дического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (далее — объединение), предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными каче­ственными или иными общими характеристиками. Коллективный товар­ный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

Во-первых, такой товарный знак может принадлежать только объеди­нению предприятий. Во-вторых, субъектом пользования коллективного товарного знака могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации,

за которыми по закону признается возможность обладания индивидуаль­ным товарным знаком. В-третьих, предприятия—участники объедине­ния могут использовать коллективный товарный знак в качестве единст­венного средства для обозначения товара либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком. В-четвертых, необходимым условием регистрации коллективного товарного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, единых качественных или иных общих характеристик. В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием. В-шестых, указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом до­кументе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разраба­тывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.

По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Вопрос о том, является ли товарный знак на территории России общеизвестным или нет, решается российским Патентным ведомством, а в случае возникновения спора—судебными органами.

Наименования мест происхождения товаров отличаются меньшим разнообразием своих форм и видов. Из самой сущности данного объекта промышленной собственности вытекает, что он может быть выражен лишь в словесной форме. Это может быть название страны (Российский), населенного пункта (Московский), местности (Балтийский) или другого географического объекта (Алтайский), которые, в свою очередь, могут быть официальными (Санкт-Петербургский) или неофициальными (Питер­ский), полными (Санкт-Петербургский) или сокращенными (Петербург­ский),   современными   (Петербургский)   или   историческими (Ленинградский).


Обозначения, не признаваемые товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров. Прежде всего учитывается, что обозначения, заявляемые в качестве знаков охраны, должны обладать различительной способностью, поскольку только при этом условии они могут выполнять возлагаемые на них функции. В этой связи не регистри­руются в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров обозначения, которые в силу тех или иных обстоятельств такой способностью не обладают. Другим общим основанием к отказу в регистрации обозначения выступает необходимость охраны субъективных прав и законных интересов третьих лиц, которым может быть нанесен вред в случае закрепления за заявителем прав на заявляемое обозначение. Наконец, причиной отказа в регистрации могут выступать соображения охраны публичного порядка и общественных интересов, которые хотя и не персонифицированы применительно к отдельным лицам, но носят вполне конкретный характер.

Обозначения, признание которых товарными знаками может нанести ущерб третьим лицам, относятся к группе обозначений, не регистрируемых по иным основаниям.

К обозначениям, не регистрируемым ввиду их неспособности выпол­нять функции товарных знаков, относятся:

1) обозначения, не обладающие различительной способностью. Строго говоря, по этой же причине не охраняются и другие обозначения, не способные выполнять функции товарных знаков и знаков обслуживания. В данном случае отсутствие у обозначения различительной способности понимается в более узком смысле, а именно как отсутствие у обозначения признаков оригинальности и индивидуальности.

2) обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организа­ций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печа­ти, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Например, Госкомизобретений СССР отклонил в свое время заявку японской фирмы на регистрацию в качестве товарного знака, предназначенного для марки­ровки обуви, обозначения, включающего государственный знак Маврита­нии"1 ;

3) обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как название товаров определенного вида.

Примерами могут служить такие словесные обозначения, как рубероид, нейлон, целлофан, анастезин, но­вокаин и т.п.

4) обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами.

5) обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время их производства и сбыта. Такие описательные знаки составляют объективную товарную ха­рактеристику изделия и не могут его индивидуализировать. Примерами подобных обозначений могут служить словесные знаки "Elegant", "Premier" и др.

Исключение рассмотренных выше обозначений из сферы правовой охраны не препятствует, однако, их использованию в качестве составной части товарных знаков, если они не занимают в них доминирующего положения. Но при регистрации товарного знака указывается, что такие, обозначения исключаются из сферы охраны, если они композиционно не связаны с другими элементами, или что товарный знак охраняется в целом, без предоставления отдельной охраны входящим в его композицию обоз­начениям. Исключение из охраны неохраняемых элементов, входящих в состав товарного знака, оформляется в виде специальной записи при внесении товарного знака в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, а также при публикации товарного знака в официальном бюллетене Патентного ведомства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.