Рефераты. Объекты интеллектуальной собственности

Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами только сообща.

Если кто-либо из соавторов нарушает свои обязательства по созданию произведения, все стороны несут за это ответственность.

При раздельном соавторстве использование коллективного произведе­ния в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соав­торов, распорядиться своей частью произведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное исполь­зование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение. Например, как уже отмечалось, писатель и художник не становятся соав­торами от того, что книга снабжается иллюстрациями, если только речь не идет о специальных книжках-картинках для детей. Напротив, фотоочерк, рисунки и карикатуры с пояснительным текстом и т.д. образуют единое произведение, и потому если снимок (рисунок) и текст сделаны разными лицами, они признаются соавторами.

Наследники и иные правопреемники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим прави­лом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завеща­ния, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельно­сти и местонахождения.

Следует отметить, что действующее законодательство — и авторское, и наследственное — не содержит четкой регламентации авторских прав 1 наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практи­ческий интерес.

В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установ­ленным законом сроком. По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение состав­ляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наслед­ников о разделе наследства.

Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Указания на них как на особых носите­лей авторского права появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение вызвало полярные оценки в юри­дической литературе и в значительной мере оживило давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке правопре­емства. Поскольку данная дискуссия прямо связана с природой авторского договора, ее сущность будет раскрыта в главе 6. Сейчас лишь отметим, что выделение наряду с наследниками иных правопреемников авторов выте­кало не только из подписания Советским Союзом Женевской конвенции, но и из правил внутреннего законодательства, которое всегда предусматривало возможность переуступки отдельных авторских правомочий иным субъектам.

В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации ис­пользуют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в их пределах.

Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.


Организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе. Важными субъектами авторского права являются организации, управ­ляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. В соответствии со ст. 44 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспе­чения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в инди­видуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи).

Функции по регистрации публичного исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агент­ством по авторским правам (ВААП), а в последующем — Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС). Указом Президента РФ №10 «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 7 октября 1993 г.1 РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имеющими договоры с РАИС об управлении их имущественными правами. Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав. Российское авторское обще­ство признано правопреемником РАИС в отношении имущества и вне­бюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или пере­шедшим к РАИС в порядке правопреемства с российскими и зарубежными авторами, по соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организа­циями и иными юридическими лицами.

Разумеется, наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон передает решение этого вопроса на усмотрение самих авторов и обладателей смежных прав.

Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов пол­номочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, предоставляемых такой организации. В отличие от организаций, приобретающих авторские права на использование произве­дений на основании авторских договоров и становящихся в силу этого полноправными обладателями этих прав, организации, убавляющие иму­щественными правами на коллективной основе, владельцами авторских прав не становятся. В отношениях с третьими лицами они выступают как представители авторов и действуют от их имени и в их интересах.

Наряду с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав на основании заключенных договоров, организации, управ­ляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, в соответствии с п. Зет. 45 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» вправе выступать также от имени тех авторов и обладателей смежных прав, которые не передали организации полномочия на управле­ние принадлежащими им правами.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, которые закреплены статьей 46 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», можно выделить три основные. Прежде всего эти организации предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. При этом в законе подчеркивается, что условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, а отказ в выдаче лицензий без достаточных оснований но допускается. Далее, задачей организаций, управляющих имущественными правами на коллек­тивной основе, является сбор вознаграждения за использование произве­дений и объектов смежных прав. Наконец, важнейшей функцией подобных организаций является распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и смежных прав. Из собранного вознаграждения вычитаются суммы на покрытие фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этими органи­зациями с согласия и в интересах представляемых ими обладателей автор­ских и смежных прав. Вся оставшаяся часть собранных сумм распределяется между авторами и обладателями смежных прав пропорционально факти­ческому использованию произведений и объектов смежных прав. Одно­временно с выплатой вознаграждения организации представляют обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав.

5. Права авторов произведений науки, литературы и искусства

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе1 и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения2. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отноше­ние к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин «исключительные права» исполь­зуется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключи­тельный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия3 .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.