Рефераты. Объекты интеллектуальной собственности

Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан.

Закон определения произведению ДПИ не дает, указывая в лучшем случае ориентировочный перечень изделий культурно-бытового назначе­ния, который включает ювелирные, галантерейные, металлические изде­лия, изделия из кожи, кости, пластмассы, игрушки, значки, сувениры и т.п. В литературе произведения ДПИ определяются как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетиче­скими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практиче­ские потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека1 .

Решение художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случае необходи­мости такое решение может быть заменено иным документом, в частности решением суда2 .

Основная теоретическая и практическая проблема, связанная с произ­ведениями ДПИ, состоит в их отграничении от охраняемых патентным правом промышленных образцов.

Единст­венное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, — это то, что статус промышленного образца получается в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму.

Что же касается специального упоминания произведений дизайна среди охраняемых авторским правом объектов, то это можно только приветствовать. Отсутствие такого указания в прежнем законодательстве порождало споры, поскольку некоторые пользователи отказывались счи­тать произведения дизайна объектами авторского права.

Фотографические произведения.

В настоящее время фотографии и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, признаются объектами ангорского права без каких-либо изъятий и допол­нительных условий. Такое положение возникло далеко не сразу.

Труд фотографа приравниваются к тех­нической деятельности и не охранялся нормами авторского права. Однако уже тогда признавалось, что это было несправедливо по отношению к тем фотографическим произведениям, которые бесспорно содержали в себе творческий элемент.

В последующем Основы авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. включили фотографии в круг охраняемых произведений, но в качестве условия их охраны ввели требование обязательного указания на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В основе подобного подхода лежала идея, что сам фотограф должен решить, следует ли рассматривать его фотографию в качестве творческого произ­ведения или нет.

Вновь принятое законодательство об авторском праве исключило упоминание о выполнении каких-либо формальностей в отношении фотографий, признав их таким образом полноценными объектами авторского права. Наряду с фотографиями ав­торское право охраняет произведения голографии, т. е. объемные изобра­жения объектов, слайды и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства. Закон устанавливает, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, на котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия детей и пережившего супруга (ст. 514 ГК РСФСР 1964 г.). В юридической науке указанное право именуется правом лица на собственное изображение или, что то же самое, правом на неприкосновенность внешнего облика. Данное право относится к одному из личных неимущественных прав граждан. Оно не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Данное право сопряжено с известным ограничением прав автора по использованию своего произведения. Более того, само обнародование произведения, т. е. его доведение до неопределенного круга лиц, возможно лишь с согласия изображенного, которое должно быть получено до совершения этих действий.

После смерти изображенного на произведении лица согласие на обна­родование и использование произведения вправе давать только указанные в законе лица, к которым относятся дети и переживший супруг. К другим наследникам данное право не переходит, и потому в случае отсутствия детей и пережившего супруга произведение может использоваться свобод­но, без чьего-либо согласия.

Законом, однако, предусматриваются два случая, когда согласия изо­браженного лица или его близких на обнародование, воспроизведение, распространение и иное использование произведения не требуется. Во-первых, это допускается, когда изображенное лицо позировало за плату. Во-вторых, это может быть сделано, когда в государственных или общественных интересах осуществляется распространение информа­ции об изображенном лице. Что именно следует здесь понимать под государственными или общественными интересами, в законе не раскры­вается.

Отличительной особенно­стью этих и иных подобных случаев является то, что использование произведений производится с целью информации общества о лице, а не о произведении, на котором оно изображено.

Гражданин, права которого нарушены, может воспользоваться любой из предусмотрен­ных ст. 12 ГК мер защиты, в частности потребовать от ответчика снять изображение с витрины, запретить демонстрацию определенных кадров фильма, изъять тираж газеты иди журнала и т. д.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впер­вые специально упомянутые в новом законе произведения садово-парко­вого искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.

С одной стороны, они служат удовлетворению определенных матери­альных потребностей людей, а с другой — выступают как произведения искусства и предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения. Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит имен­но художественная сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его архитектурная часть.

Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры, рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т.п., так и собственно произведения архитектуры, градостроительства и садово-пар­кового искусства в виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т. д. В юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не сами объекты, которые по ним созданы1 . Согласиться с подобным утверждением, конечно, нельзя. Если четко различать произведение как благо нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными произведениями возникать не дол­жно. В настоящее время данный вопрос получил четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», где подчеркивается, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует также четко различать авторские права их создателей и права по владению, пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору архитектурного произведения его полную неприкосновенность, так как владелец здания в случае необходимости может вносить в него изме­нения и переделывать его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в частно­сти, под контролем органа архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное задание.

Произведения хореографии и пантомимы. Хотя произведения хорео­графии и пантомимы издавна признавались советским законодательством самостоятельными объектами авторского права, до самого последнего времени непременным условием их охраны было наличие письменных или зафиксированных иным способом указаний относительно их постановки. В юридической литературе даже встречались утверждения, что объектом охраны в данном случае является не постановка танца как таковая, а литературное произведение, имеющее целью осуществить постановку на сцене2 . Однако, по мнению большинства ученых, объектом авторского права являлось все-таки само хореографическое произведение.

Современные технические средства позволяют зафик­сировать хореографическое произведение или пантомиму значительно более детально, чем любые самые подробные письменные указания поста­новщика. Однако и без фиксации хореографических произведений на каком-либо материальном носителе многие из них нередко могут быть весьма точно воспроизведены, что делает актуальной задачу их охраны с момента обнародования. Такую охрану закон им гарантирует, но при условии, что создатели хореографических произведений сумеют доказать свои авторские права на публично исполненные, но нигде не зафиксиро­ванные произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.