Рефераты. Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

    Если изучать историю развития путешествий в последние 200 лет, то следует отметить, что в Италии термин «туризм» появился во второй половине XIX века.  Значение этого слова в современном смысле существовало уже в период после наполеоновских войн. Итальянский экономист Франко Палошиа полагает, что слово «туризм» образовано на базе греко-латинского корня «tornos — tornus», что означает «поездка, прогулка, путешествие». От слова туризм произошло прилагательное «туристский», которое было закреплено официально в итальянском языке в мае 1904 года при открытии первой выставки, посвященной туризму — Fiera Turistica.

    Есть и другие версии происхождения терминов «турист» и «туризм». В начале XIX века, после завершения эпохи наполеоновских войн, в Европе наступил период мирного экономического развития. Курорты, рас­положенные на территории Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии и Франции стали превращаться в места встреч, отдыха и развлечений аристократов, которые искали на территории Италии места с мягким климатом, где можно было провести зиму.[1]

    Двести лет назад, наблюдая иностранцев в Италии, Стендаль прозвал их «турис­тами». Термин прижился. Время нейтрализовало иронию, превратило кличку в сло­варное понятие, обобщающее всех «путешествующих ради удовольствия или культуры, посещающих разные места».

    До этого момента вопрос о том, кто путешественник, а кто турист, остро не стоял, но внутренний конф­ликт между этими категориями существовал издавна. Обозначить и разрешить эту проблему помогла эпоха многомиллионного массового туризма. Понятия туризма и туриста появились как нельзя кстати. Толчок к развитию массово­го туризма дал научно-технический прогресс. В начале XIX века был создан первый паро­воз, а уже в 1830 году вошла в строй первая в мире железная дорога, которая изменила временные рамки совершения путешествий. Железные дороги строились невиданными темпами во всех странах. В 1833 году в России был построен первый паровоз Черепанова. К 1842 году объем перевозок по железным дорогам Англии достиг 23 млн. пассажиров. В США к 1850 году было построено 15 тыс. километров железных дорог[2]. Благодаря двум рево­люциям на транспорте (пароходы, железные дороги), «по кругу» пошли десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии.

    Следующий шлюз открыло прогрессивное социальное законодательство. Становление роли профсоюзов способствовало коренному изменению отношений работодателей и работников, а именно — введению в цивилизованных странах оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для многих сотен тысяч трудящихся и служащих.    Туризм превратился в мощную индустрию. Во многом этому способствовала активная и весьма прогрессивная деятельность подвижника туризма Томаса Кука.

    Томас Кук, сегодня признанный основоположником совре­менного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников. Он в 1843 году организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек. Успех в экскур­сионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. С 1856 года путешествия по Европе стали регуляр­ными и вошли в моду, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах.

    Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным ката­логом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение своим туристам.

    Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 году уже стали более 1 млн. англичан и американцев. Именно Кук поставил на индустриальную (и монопольную) основу туры в Египет и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.

    Он превратил захолустный Египет в популярную туристскую дестинацию, научил местное население английскому языку и туристским услугам и дал тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу и обеспечил мощные вливания капитала в казну государства[3].

    Туристское агентство Томаса Кука Thomas Cook & Son было активным организатором поездок в Италию. Далее Кук первым подготовил и осуществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем желающим и поставил тур-кругосветку на индустриальную основу.

    Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги[4].

    Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].

    Туризм – массовое явление и феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем, обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) опре­деленные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].

    Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.

    Так, российский классик туризма Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле пред­лагают вполне понятную формулу развития общества в Европе, способствующую интен­сивному развитию туризма в послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем — «Нормально одеться», потом — «Построить свой дом и купить автомобиль» и, наконец, — «Туристскую волну». За последнее десятилетие некий процент населения России быстро проходит эти этапы. Сюда следует добавить, что после 70-летнего жития в закрытом от внешнего мира  советском обществе для многих россиян естествен не простой, а именно ажи­отажный спрос на зарубежные туристские поездки. Даже не имеющий большого дохода человек будет стараться сэкономить на всем, лишь бы хоть в первый раз в своей жизни съездить за границу.

    Значительная зависимость туризма от состоятельности (платежеспособного спроса) населения, ярко проявилась в России в период финансового кризиса осени 1998 года. Как только рубль утратил стабильность по отношению к доллару, а валютный курс резко изменился, цены на импортные товары и продовольствие по всей стране поднялись в три раза в течение буквально нескольких дней, многие тысячи представителей именно среднего класса  утратили работу, платежеспособный спрос на туристские услуги резко упал. Туристские фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до трёхсот туристов в неделю, стали обслуживать от трех до пяти человек в этот же срок.

    Волна банкротств и сокращений персонала прокатились по туристской отрасли. Выездной туризм сократился на 300%, а внутренний прекратился вовсе. Въездной туризм в Россию сократился незначительно, поскольку часть туристов и организаторов туризма почему – то восприняла дефолт, как повод к удешевлению туристских услуг (адекватно возрастанию курса доллара к рублю), чего не произошло, поскольку цены на экспорт (а туризм в части приема иностранных туристов и считается экспортом услуг) регулируются внешним рынком, а не внутренним.

    По прошествию времени экономика в России стабилизировалась. Поэтому следует правильно воспринимать показатели выездного туризма. Когда говорят, что после дефолта положение стабилизировалось, и показатели выездного потока достигли уровня первой половины 1998 года, то это не численность граждан, вошедших в число состоятельных, а количество туристских прибытий (или выбытий) россиян. На деле в результате дефолта богатые «русские»  - стали чаще ездить на курорты за рубеж в два-три раза, чем раньше, увеличивая показатели туристских прибытий из России, а бедные – еще беднее, им – не до туризма.

    Туризм в настоящем — уникальное явление, порожденное современной цивилизацией на последних этапах развития и становления социально-экономических и общественных отношений. Туризм насчитывает свою историю не глубже, чем 150 лет со времен деловой активности первого деятеля туристского бизнеса — англичанина Томаса Кука[7]. Это естественное следствие влияния научно-технического прогресса и глубокой эволюции социально-экономических отношений в мировом обществе, в первую очередь, в развитых странах. При этом стремительное развитие туризм получил во второй половине XX века одновременно с началом интенсивного развития научно-технического прогресса, в том числе средств перемещения и перевозки, что существенно расширило ареал услуг в этой сфере, изменило их природу и содержание, а главное сократило время на преодоление расстояний и сделало доступными многие дестинации.

    Юридическая и экономическая природа туризма также претерпела трансформацию сообразно времени, принципы туризма нашли свое четкое выражение и стали во многом определяющими в формировании существования мирового сообщества. К рубежу третьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике.


1.2. Особенности сферы современного международного туризма

    В соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ туризм характеризуется как,  временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность, как деятельность туроператора и турагенты по организации туристского путешествия[8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.