Если изучать историю развития путешествий в последние 200 лет, то следует отметить, что в Италии термин «туризм» появился во второй половине XIX века. Значение этого слова в современном смысле существовало уже в период после наполеоновских войн. Итальянский экономист Франко Палошиа полагает, что слово «туризм» образовано на базе греко-латинского корня «tornos — tornus», что означает «поездка, прогулка, путешествие». От слова туризм произошло прилагательное «туристский», которое было закреплено официально в итальянском языке в мае 1904 года при открытии первой выставки, посвященной туризму — Fiera Turistica.
Есть и другие версии происхождения терминов «турист» и «туризм». В начале XIX века, после завершения эпохи наполеоновских войн, в Европе наступил период мирного экономического развития. Курорты, расположенные на территории Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии и Франции стали превращаться в места встреч, отдыха и развлечений аристократов, которые искали на территории Италии места с мягким климатом, где можно было провести зиму.[1]
Двести лет назад, наблюдая иностранцев в Италии, Стендаль прозвал их «туристами». Термин прижился. Время нейтрализовало иронию, превратило кличку в словарное понятие, обобщающее всех «путешествующих ради удовольствия или культуры, посещающих разные места».
До этого момента вопрос о том, кто путешественник, а кто турист, остро не стоял, но внутренний конфликт между этими категориями существовал издавна. Обозначить и разрешить эту проблему помогла эпоха многомиллионного массового туризма. Понятия туризма и туриста появились как нельзя кстати. Толчок к развитию массового туризма дал научно-технический прогресс. В начале XIX века был создан первый паровоз, а уже в 1830 году вошла в строй первая в мире железная дорога, которая изменила временные рамки совершения путешествий. Железные дороги строились невиданными темпами во всех странах. В 1833 году в России был построен первый паровоз Черепанова. К 1842 году объем перевозок по железным дорогам Англии достиг 23 млн. пассажиров. В США к 1850 году было построено 15 тыс. километров железных дорог[2]. Благодаря двум революциям на транспорте (пароходы, железные дороги), «по кругу» пошли десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии.
Следующий шлюз открыло прогрессивное социальное законодательство. Становление роли профсоюзов способствовало коренному изменению отношений работодателей и работников, а именно — введению в цивилизованных странах оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для многих сотен тысяч трудящихся и служащих. Туризм превратился в мощную индустрию. Во многом этому способствовала активная и весьма прогрессивная деятельность подвижника туризма Томаса Кука.
Томас Кук, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников. Он в 1843 году организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек. Успех в экскурсионном деле перерос в успешный туристский бизнес. Именно Кук добился существенных групповых скидок на перевозку и другие туристские услуги. С 1856 года путешествия по Европе стали регулярными и вошли в моду, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов в других странах.
Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение своим туристам.
Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 году уже стали более 1 млн. англичан и американцев. Именно Кук поставил на индустриальную (и монопольную) основу туры в Египет и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.
Он превратил захолустный Египет в популярную туристскую дестинацию, научил местное население английскому языку и туристским услугам и дал тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу и обеспечил мощные вливания капитала в казну государства[3].
Туристское агентство Томаса Кука Thomas Cook & Son было активным организатором поездок в Италию. Далее Кук первым подготовил и осуществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем желающим и поставил тур-кругосветку на индустриальную основу.
Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги[4].
Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].
Туризм – массовое явление и феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем, обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) определенные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].
Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.
Так, российский классик туризма Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле предлагают вполне понятную формулу развития общества в Европе, способствующую интенсивному развитию туризма в послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем — «Нормально одеться», потом — «Построить свой дом и купить автомобиль» и, наконец, — «Туристскую волну». За последнее десятилетие некий процент населения России быстро проходит эти этапы. Сюда следует добавить, что после 70-летнего жития в закрытом от внешнего мира советском обществе для многих россиян естествен не простой, а именно ажиотажный спрос на зарубежные туристские поездки. Даже не имеющий большого дохода человек будет стараться сэкономить на всем, лишь бы хоть в первый раз в своей жизни съездить за границу.
Значительная зависимость туризма от состоятельности (платежеспособного спроса) населения, ярко проявилась в России в период финансового кризиса осени 1998 года. Как только рубль утратил стабильность по отношению к доллару, а валютный курс резко изменился, цены на импортные товары и продовольствие по всей стране поднялись в три раза в течение буквально нескольких дней, многие тысячи представителей именно среднего класса утратили работу, платежеспособный спрос на туристские услуги резко упал. Туристские фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до трёхсот туристов в неделю, стали обслуживать от трех до пяти человек в этот же срок.
Волна банкротств и сокращений персонала прокатились по туристской отрасли. Выездной туризм сократился на 300%, а внутренний прекратился вовсе. Въездной туризм в Россию сократился незначительно, поскольку часть туристов и организаторов туризма почему – то восприняла дефолт, как повод к удешевлению туристских услуг (адекватно возрастанию курса доллара к рублю), чего не произошло, поскольку цены на экспорт (а туризм в части приема иностранных туристов и считается экспортом услуг) регулируются внешним рынком, а не внутренним.
По прошествию времени экономика в России стабилизировалась. Поэтому следует правильно воспринимать показатели выездного туризма. Когда говорят, что после дефолта положение стабилизировалось, и показатели выездного потока достигли уровня первой половины 1998 года, то это не численность граждан, вошедших в число состоятельных, а количество туристских прибытий (или выбытий) россиян. На деле в результате дефолта богатые «русские» - стали чаще ездить на курорты за рубеж в два-три раза, чем раньше, увеличивая показатели туристских прибытий из России, а бедные – еще беднее, им – не до туризма.
Туризм в настоящем — уникальное явление, порожденное современной цивилизацией на последних этапах развития и становления социально-экономических и общественных отношений. Туризм насчитывает свою историю не глубже, чем 150 лет со времен деловой активности первого деятеля туристского бизнеса — англичанина Томаса Кука[7]. Это естественное следствие влияния научно-технического прогресса и глубокой эволюции социально-экономических отношений в мировом обществе, в первую очередь, в развитых странах. При этом стремительное развитие туризм получил во второй половине XX века одновременно с началом интенсивного развития научно-технического прогресса, в том числе средств перемещения и перевозки, что существенно расширило ареал услуг в этой сфере, изменило их природу и содержание, а главное сократило время на преодоление расстояний и сделало доступными многие дестинации.
Юридическая и экономическая природа туризма также претерпела трансформацию сообразно времени, принципы туризма нашли свое четкое выражение и стали во многом определяющими в формировании существования мирового сообщества. К рубежу третьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике.
1.2. Особенности сферы современного международного туризма
В соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ туризм характеризуется как, временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность, как деятельность туроператора и турагенты по организации туристского путешествия[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20