Рефераты. Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

    Основной проблемой в настоящее время при организации ав­тобусных туров является недостаток автобусов хорошего каче­ства. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к со­жалению, отстают от мировых стандартов качества.

    Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транс­портных путешествий. Снижение объема водных туристских путеше­ствий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 2001 году было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопа­лубных пассажирских лайнеров.

    Несмотря на то, что круизный бизнес - самый динамично раз­вивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор миро­вого туристского рынка, в 2001 году из 4,1 млн. выехавших за ру­беж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.

    Сегодня на российском рынке работают всего лишь не­сколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Неп­тун», «Голден-тур», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года[40].

    На сегодняшний день большое количество россиян пред­почитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагае­мыми западными круизными компаниями. Также огромное зна­чение имеет привычная для российского путешественника язы­ковая среда.

    Около 80 % всех используемых на данное время пассажир­ских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому паро­ходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.

    Плохое техническое состояние судов, ненадежность постав­щиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тор­мозят развитие в России круизного бизнеса.

    Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне за­падных стандартов, в России стал складываться с 1993 года. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.  Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 году в России насчи­тывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для при­езжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гос­тиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. Цена на 25-50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание - только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для ту­ристов со средним достатком.

   В гостиничной индустрии России употребляются следующие понятия:

Ø     гостиница - имущественный комплекс, в котором предоставляют питание и проживание любому человеку;

Ø     место (койко-место) - площадь с кроватью, предназначенная и пригод­ная для пользования одним человеком;

Ø     номер - помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единич­ный элемент бронирования); размер и обозначение номера приводятся в туристской путевке.

    Основные данные и финансовые показатели гостиничного хозяйства России за 2001 год приведены в приложение Ш. Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Моск­вы и Санкт-Петербурга. В Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.

    Москва обладает колоссальным туристским потенциалом, следовательно, рассмотрения гостиничного комплекса столицы является наиболее важным, так как столичный статус города, его большой экономический, научный, культурный и коммерческий потенциал ежегодно привлекают в Москву миллионы иногородних граждан. Из общего числа ночевок, предоставленных отечественными гостиницами российским и иностранным гражданам, на долю столицы приходится около 22%, т.е., каждый пятый человек, совершающий поездку в пределах Российской Федерации, посещает в ходе этого путешествия Москву. Посетители из Дальнего зарубежья, в целом по России, составляют 33,8% общего туристского потока. В Москве этот показатель находится на уровне 57,5%. Основная часть потока международных посетителей города Москвы осуществляет ночевки в средствах размещения столицы.

    В целом за почти десятилетний период статистических наблюдений количество иностранных посетителей, пользующихся услугами московских гостиниц, увеличилось почти в 2,5 раза. Однако в относительных показателях эта динамика имеет иной характер, поскольку в последние годы наметилась тенденция к увеличению разрыва между числом иностранных граждан, прибывших в Москву, и их количеством, зарегистрированным в гостиницах города.

    Наиболее востребованы отели города у граждан Дальнего зарубежья, прибывающих в Москву с туристскими целями: 82,8% посетителей этой категории размещается в гостиницах города. Для деловых путешественников этот показатель находится на уровне 59,74%. Для граждан стран СНГ этот показатель составляет 23,7%[41].

    В 2002 году столицу посетило более 2,25 млн. иностранных граждан, зарегистрированных пограничными службами международных аэропортов Московской воздушной зоны. Это на 31,7% больше, чем в предыдущем 2001 году. Из диаграммы видно, что отрицательная динамика туристского потока, отмеченная после финансово-экономического кризиса августа 1998 года, уже в 2000 году перешла в положительную стадию.

    Сегодня в Москве объемы въездного туризма растут темпами, почти в 4 раза превышающими среднероссийский показатели и в 10 раз общемировые. Это дает основание прогнозировать к 2010 году увеличение количества иностранных гостей города в 2,2 раза, т.е. до 5 млн. человек ежегодно.

    В 2002 году из общего числа иностранных граждан, посетивших Москву, 42,5% составляли жители стран СНГ. В целом по России этот показатель находился на уровне 66,2%. В Москве, как и по России в целом, проявляется тенденция к увеличению удельного веса граждан стран СНГ в общем потоке международных посетителей: в 1999 году они составляли 36,5% от общего потока, в 2001 году - 41,6%. Если тенденция первого полугодия 2003 года сохранит существующую динамику то к концу года этот показатель составит величину в 53%. Это говорит об ориентации внешнеэкономической политики РФ на углубление сотрудничества со странами СНГ.

    В отличие от предыдущих лет, в 2002 году в потоке международных посетителей из стран СНГ заметно сократилась доля граждан Закавказских республик. Так, с 1999 по 2001 год граждане Азербайджана лидировали по количеству прибытий в Москву, генерируя 17-18% только 11%. По сравнению с предыдущим 2001 годом сократилось относительное количество поездок в Москву граждан Армении (на 27%) и Узбекистана (на 35,7%). Частично эти процессы были вызваны усложнением формальностей при въезде в РФ для жителей некоторых стран СНГ, ростом стоимости транспортной составляющей при поездках на дальние расстояния и укреплением мер безопасности в связи с угрозой террористических акций.

    Количество посетителей города Москвы из стран Дальнего зарубежья значительно превышает аналогичный показатель по странам СНГ. По России в целом сегодня складывается обратная ситуация (доля посетителей из стран СНГ составляет 66,2%, а из ДЗ - 33,8%). На долю 10-ти ведущих стран, генерирующих максимальное количество поездок в Москву, приходится 64,18% всего их объема.

    В структуре потока международных посетителей столицы, прибывающих из стран Дальнего зарубежья, в последнее время произошли определенные изменения, связанные с увеличением количества посетителей из стран Юго-восточной Азии и Китая. Тем не менее, группа абсолютных лидеров по-прежнему представлена странами, которые являются основными экономическими партнерами города Москвы (США, Германия, Италия и Франция).

    За последние годы возрос интерес к турпоездкам в столицу России всех категорий посетителей, что подтверждается увеличением удельной доли туристских целей в общем объеме прибытий, В 2002 году каждая пятая (или 21,5%) поездка в Москву предпринималась с туристскими целями[42].

    За последние годы получила широкое распространение прак­тика сдачи общей площади в аренду. В целом в России от общего числа гостиниц в городской ме­стности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в город­ской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собст­венности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в ру­ках частных владельцев.

    Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австра­лия - 70 %.

    С 1992 года наблюдается сокращение числа гостиниц и номер­ного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенден­ция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регио­нов России.

    Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы, коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказа­лись на состоянии гостиничного хозяйства России.

    Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 году. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

    Объективно в России насчитывается не более 20 высоко­классных гостиниц. К этой категории можно отнести большин­ство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полно­стью управляются ими.

    Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей тако­го класса акционированы и находятся в долевом владении го­сударства или города. Хотя некоторые ведомственные гости­ницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связа­но со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предостав­ляемых услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.