Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.
Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транспортных путешествий. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 2001 году было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.
Несмотря на то, что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 2001 году из 4,1 млн. выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», «Голден-тур», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года[40].
На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.
Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.
Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 года. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 году в России насчитывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. Цена на 25-50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание - только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним достатком.
В гостиничной индустрии России употребляются следующие понятия:
Ø гостиница - имущественный комплекс, в котором предоставляют питание и проживание любому человеку;
Ø место (койко-место) - площадь с кроватью, предназначенная и пригодная для пользования одним человеком;
Ø номер - помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единичный элемент бронирования); размер и обозначение номера приводятся в туристской путевке.
Основные данные и финансовые показатели гостиничного хозяйства России за 2001 год приведены в приложение Ш. Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.
Москва обладает колоссальным туристским потенциалом, следовательно, рассмотрения гостиничного комплекса столицы является наиболее важным, так как столичный статус города, его большой экономический, научный, культурный и коммерческий потенциал ежегодно привлекают в Москву миллионы иногородних граждан. Из общего числа ночевок, предоставленных отечественными гостиницами российским и иностранным гражданам, на долю столицы приходится около 22%, т.е., каждый пятый человек, совершающий поездку в пределах Российской Федерации, посещает в ходе этого путешествия Москву. Посетители из Дальнего зарубежья, в целом по России, составляют 33,8% общего туристского потока. В Москве этот показатель находится на уровне 57,5%. Основная часть потока международных посетителей города Москвы осуществляет ночевки в средствах размещения столицы.
В целом за почти десятилетний период статистических наблюдений количество иностранных посетителей, пользующихся услугами московских гостиниц, увеличилось почти в 2,5 раза. Однако в относительных показателях эта динамика имеет иной характер, поскольку в последние годы наметилась тенденция к увеличению разрыва между числом иностранных граждан, прибывших в Москву, и их количеством, зарегистрированным в гостиницах города.
Наиболее востребованы отели города у граждан Дальнего зарубежья, прибывающих в Москву с туристскими целями: 82,8% посетителей этой категории размещается в гостиницах города. Для деловых путешественников этот показатель находится на уровне 59,74%. Для граждан стран СНГ этот показатель составляет 23,7%[41].
В 2002 году столицу посетило более 2,25 млн. иностранных граждан, зарегистрированных пограничными службами международных аэропортов Московской воздушной зоны. Это на 31,7% больше, чем в предыдущем 2001 году. Из диаграммы видно, что отрицательная динамика туристского потока, отмеченная после финансово-экономического кризиса августа 1998 года, уже в 2000 году перешла в положительную стадию.
Сегодня в Москве объемы въездного туризма растут темпами, почти в 4 раза превышающими среднероссийский показатели и в 10 раз общемировые. Это дает основание прогнозировать к 2010 году увеличение количества иностранных гостей города в 2,2 раза, т.е. до 5 млн. человек ежегодно.
В 2002 году из общего числа иностранных граждан, посетивших Москву, 42,5% составляли жители стран СНГ. В целом по России этот показатель находился на уровне 66,2%. В Москве, как и по России в целом, проявляется тенденция к увеличению удельного веса граждан стран СНГ в общем потоке международных посетителей: в 1999 году они составляли 36,5% от общего потока, в 2001 году - 41,6%. Если тенденция первого полугодия 2003 года сохранит существующую динамику то к концу года этот показатель составит величину в 53%. Это говорит об ориентации внешнеэкономической политики РФ на углубление сотрудничества со странами СНГ.
В отличие от предыдущих лет, в 2002 году в потоке международных посетителей из стран СНГ заметно сократилась доля граждан Закавказских республик. Так, с 1999 по 2001 год граждане Азербайджана лидировали по количеству прибытий в Москву, генерируя 17-18% только 11%. По сравнению с предыдущим 2001 годом сократилось относительное количество поездок в Москву граждан Армении (на 27%) и Узбекистана (на 35,7%). Частично эти процессы были вызваны усложнением формальностей при въезде в РФ для жителей некоторых стран СНГ, ростом стоимости транспортной составляющей при поездках на дальние расстояния и укреплением мер безопасности в связи с угрозой террористических акций.
Количество посетителей города Москвы из стран Дальнего зарубежья значительно превышает аналогичный показатель по странам СНГ. По России в целом сегодня складывается обратная ситуация (доля посетителей из стран СНГ составляет 66,2%, а из ДЗ - 33,8%). На долю 10-ти ведущих стран, генерирующих максимальное количество поездок в Москву, приходится 64,18% всего их объема.
В структуре потока международных посетителей столицы, прибывающих из стран Дальнего зарубежья, в последнее время произошли определенные изменения, связанные с увеличением количества посетителей из стран Юго-восточной Азии и Китая. Тем не менее, группа абсолютных лидеров по-прежнему представлена странами, которые являются основными экономическими партнерами города Москвы (США, Германия, Италия и Франция).
За последние годы возрос интерес к турпоездкам в столицу России всех категорий посетителей, что подтверждается увеличением удельной доли туристских целей в общем объеме прибытий, В 2002 году каждая пятая (или 21,5%) поездка в Москву предпринималась с туристскими целями[42].
За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду. В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев.
Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австралия - 70 %.
С 1992 года наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.
Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы, коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.
Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 году. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.
Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20