При покупке торговой марки организации должна определиться по следующим вопросам, которые являются ключевыми: цена покупки и выбор компании, владеющей торговой маркой.
После выбора марочного названия организация вырабатывает стратегию дальнейшего продвижения торговой марки, которая может состоять в следующем:
1. расширение товарной линии – распространение названия торговой марки на новые товары, дополненные новыми свойствами, в рамках одной товарной категории,
2. расширение границ товарной марки – распространение названия марки на новые товары из другой категории,
3. мультимарки – разные названия марок для товаров одной категории с целью выделения различных свойств продукта или с учетом специфической мотивации покупателей,
4. введение новых торговых марок для новых категорий товаров.
Каждая из этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Однако в настоящее время, подавляющее большинство новых туристских продуктов или услуг появляется у организации в результате применения стратегии расширения товарной линии. Анализ различных типов марочных стратегий показывает, что при реализации стратегии расширения товарной линии организация индустрии туризма подвержена меньшому количеству рисков.
В настоящее время многие организации столкнулись с тем, что потребители стали более чувствительны к ценам. У современного потребителя появляется выбор продуктов или услуг различных признанных торговых марок в зависимости от того, на какую из них в данный момент действуют скидки. Организации-конкуренты стараются в своей продукции и услугах воспроизвести качество лучших марочных продуктов, что приводит к большому сходству продуктов, предлагаемых под разными торговыми марками. Это требует от организации индустрии туризма формирования конкурентоспособного бренда, отражающего ценность, культуру и индивидуальность туристских услуг компании[37].
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контрактов. По сравнению с развитыми странами роль туризма для национальной экономики России пока не столь значительна, что объясняется отсутствием у страны организованной индустрии туризма как единой системы, способной в комплексе осуществлять влияние на формирование туристских потоков и обеспечить обслуживание на уровне мировых стандартов. В настоящее время, Российская индустрия туризма нуждается в таких методах управления, которые позволят ей выжить в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке.
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России:
региональный аспект
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России
Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.
До 1991 года в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.
Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.
По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 2001 году на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн. человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн. человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн. человек, авиационном транспорте - 2,7 млн. человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком - 933,7 тыс. человек[38].
В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки. В 1970 году СССР стал равноправным членом ICAO в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.
В начале 90-х годах создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации: регулирование гражданских авиаперевозок в России, контроль за перевозками и выдача лицензий.
В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 года издал «Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума». В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества: Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар», Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева, АО «Пермские моторы», «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», Научно-производственный центр «Универсал» и Промстройбанк России.
Воздушные трассы России связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России -1,5 млн. км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 год), в России зарегистрировано 300 авиакомпаний, 8 перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации.
Падение объема авиаперевозок за последние несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, которые обслуживают более 80 % внутренних и 95 % объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 год к обслуживанию международных полетов допущено 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицированные по I и II категориям ICAO; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1 -го и 2-го классов.
Динамика развития отрасли показывает, что объем пассажироперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократился в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21-го до 5,5-х %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множество мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, расчленение лётных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.
В настоящее время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 2001 году его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % от общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупнейших региональных центров[39].
Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением (Приложение Ц).
Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 2001 годов, это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 2001 году доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %.
Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин: значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения; низкое качество обслуживания туристов в пути следования; высокие тарифы и пр.
Железнодорожный и автомобильный виды транспорта являются основными в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
В 1990 года доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 году сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2001 году составила 15,4 %. Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции: 1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий; 2) вспомогательный транспорт.
В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т. д. Популярными маршрутами являются: Москва - Минск - Варшава - Берлин Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России – это города «Золотого кольца России».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20