Ø несоответствие применяемых бланков туристской путевки и договора с клиентом требованиям законодательства в области туризма;
Ø отсутствие договора между туристским предприятием и клиентом, что приводит к многочисленным жалобам и заявлениям на несоответствие оказанной услуги, информации получаемой из рекламных объявлений, проспектов и т.д.
Анализ рынка туристских услуг позволяет определить рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова, который представлен в таблице1.
Таблица 1 - Рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова.
Количество турфирм, предлагающих данное направление.
17
14
6
Африка
15
Средний восток
11
Южная Азия
12
Наибольший рост предложения на рынке туруслуг со стороны туристских фирм наблюдается в страны европейского региона. При этом самым популярными направлениями являются Греция, Италия, Испания, занимающие лидирующие позиции по комбинированным турам (экскурсии и отдых), а также «шоп-турам». Низкая популярность направлений в Америку объясняется затратностью самого тура, высокой стоимостью билетов, длительностью перелета и отсутствием культурно-экскурсионных программ.
Неизменно популярными дестинациями для Тамбовской области являются: Турция, Египет, а также Объединенные Арабские Эмираты. Курорты этих стран давно зарекомендовали себя на рынке, как наиболее подходящих для семейного, пляжного и оздоровительного отдыха. Их популярность обусловлена доступными ценами и хорошим сервисом. До недавнего времени за этими странами в рейтинге популярности основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова занимала одна из стран Юго-Восточной Азии – Тайланд. Недавние природные катаклизмы вывели это направление из списка самых популярных дестинаций Тамбовской области.
Кроме пляжного отдыха высоко пользуются спросом экскурсионные туры по странам Западной Европы. Особенно популярны стали поездки в Чехию, Австрию, а также Швецию. В последнее время в Тамбовской области активизировался активный и спортивный выездной туризм преимущественно в такие страны, как Австрия, Швеция, Финляндия.
Приводя анализ рынка туристских услуг, следует отметить, что за последнее время структура предложения по целям поездки претерпела изменения, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Структура предложения по целям поездки на рынке туруслуг г. Тамбов
Цели
Количество направлений
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
Шоп - туры
28
29
37
40
Авто – туры
27
30
36
34
Комбинированные туры
(Экскурсии +отдых)
Обучающие туры
105
9
123
131
146
Всего
169
193
215
234
В целом, данный анализ позволил выделить основные направления, в которых работают туристические компании г. Тамбова, а значит и те направления, в которых высоко развита конкурентная среда.
Активно развивающийся выездной туризм Тамбовской области не лишен проблем. В целом за год, среднестатистический тамбовский турист отправляется на отдых за границу 1-2 раза, когда московский турист планирует отдохнуть за границей 2-4 раза в год. Показатель сезонности спроса на туристическую услугу для такой маленькой области играет большое значение. Преобладающим сезоном остается летнее время года. Следует отметить, что предложение на тамбовском рынке туристских услуг превышает спрос. Цены на туристические услуги в области не выше московских. Однако большинство клиентов туристских агентств предпочитают деятельность московских фирм, полагая, что опыт, цены и гарантии московских туристских фирм значительно выгоднее, чем в Тамбовской области.
В Тамбовской области туризм становится важной отраслью в силу своего воздействия на развитие многих других видов деятельности, связанных с туризмом, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и прочее. Таким образом, туризм является катализатором развития этих отраслей и секторов народного хозяйства. При этом эволюция и изменения в туристском секторе Тамбовской области за последние годы привели к существенным сдвигам в развитии данной инфраструктуры. Ресурсы Тамбовской области позволяют сделать вывод в пользу возможности организации мощной международной туристской базы в данном регионе.
Наметившиеся положительные тенденции в международном выездном туристском бизнесе Тамбовской области необходимо закрепить и расширить сферы территориального покрытия с привлечением дополнительных финансовых вложений и стимулирования спроса на международный туристский продукт.
Основными факторами, повлиявшими на развитие и современное состояние туристского бизнеса в области, являются следующие. Негативные:
Ø продолжительная ориентация на внутренний рынок;
Ø существовавший многие годы особый режим въезда и выезда;
Ø недостаток профессиональных кадров в туризме;
Ø ориентация на развитие химической промышленности и военно-промышленного комплекса;
Ø отставание в общем развитии от ведущих регионов страны.
Позитивные:
Ø выгодное географическое положение;
Ø наличие историко-культурного комплекса;
Ø богатство природных ресурсов.
Необходимо отметить, что до середины 1990-х гг. позитивные факторы действовали очень слабо, туристская отрасль не получила должного развития и не приносили возможного экономического эффекта, ее ресурсы использовались лишь частично.
После того как экономика области стала открытой, приобрели большую силу позитивные факторы, и быстрыми темпами начал развиваться туристский бизнес, особенно на субрынке турагентов. Развитие субрынка средств размещения сдерживалось кризисными явлениями и невозможностью быстрой адаптации к новым условиям вследствие относительно низкой эластичности предложения.
Очевидно, что Тамбовскую область можно назвать перспективным регионом для становления и развития международного въездного туризма при условии соответствующего инвестирования, хорошо развитой инфраструктуры, соответствующей подготовки профессиональных кадров в международном туризме, обладающих знаниями международного сервиса и финансирования.
Заключение
К рубежу третьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов все более возрастает. Пройдя длинный путь развития, туризм стал неотъемлемой частью жизни общества. Только сейчас мы понимаем, как многое дали нам те первые путешественники, мореплаватели и многие другие, кто способствовал зарождению туризма.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, туризм сегодня выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе
Годовой оборот от туризма составляет около 3,8 трлн. долл. Капитальные вложения в туристскую отрасль достигли 700 млрд. долл. в год, или более 11% всех инвестиций. Вклад во внутренний валовой продукт от туризма в ряде стран достигает 25%, а положительное сальдо платежного баланса по туристским услугам превышает 20 млрд. долл.
Анализируя изменения основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.
Новые технологии в туризме и сопредельных областях экономики будут способствовать резкому рывку в развитии сферы путешествий. Недаром XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция в мире будет способствовать развитию и совершенствованию торговли, гостиничной и транспортной инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка.
Развитие международных отношений приведет к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентированных на определенные потребности с учетом демографических и социальных изменений, образа жизни и интересов разных групп населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20