Рефераты. Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

    Опыт развитых в туристском плане стран показывает, что ус­пех развития туризма напрямую зависит от его государственной поддержки. Разработанные в ряде стран государственные про­граммы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенно­го режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу, подготовку кадров.    

    До 1998 году в России существовало более 7,5 тыс. туристских фирм, 90 % из которых - турагенты, а 10 % - туроператоры. Хо­тя следует отметить, что фактически трудно провести грань ме­жду туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что тури­стская фирма получает общую лицензию на туристскую дея­тельность.

    После августовского кризиса 1998 году число туристских фирм значительно сократилось. В основном попали под удар малые и средние туристские фирмы, что еще более укрепило позиции крупных российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке наблюдается острая конку­рентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги. Так на данный момент туристский рынок России насчитывает более 10100 туристских фирм, в том числе только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено 1310 фирм, в Москве и Московской области 4290 туристских фирм, в остальных регионах находится около 5000 фирм[48].

    Распределение числа поездок российских граждан за границу по регионам представлено в следующих направлениях:  42%-страны Западной Европы, 27%- страны СНГ, 20%-страны Азии, 6%-страны Африки, 3%-страны Прибалтики, 1%- США и 1%-страны Персидского залива. Цель поездки российских граждан за рубеж в 2003 году состояли в следующем: только отдых – 47%, поездка с деловой целью – 22%, поездка с друзьями, родственниками, совмещенная с отдыхом  – 13%, поездка с другой целью - 12%,  поездка с друзьями, родственниками, не совмещенная с отдыхом  – 6%.

    Если рассматривать направления предполагаемых поездок российских граждан за рубеж в ближайшие три года (в % от числа планирующих поездки за рубеж в данный период времени), то страны Европы – 94%, страны Восточной Азии – 4,4% и другие регионы 57,8%[49].

    Международный туризм является на сегодняшний день важ­ным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, за­ниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И, наконец, нужно уделять ог­ромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.

    Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ въездного туризма. До недавнего времени значение туризма в поли­тической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Но в последнее время в России наблюдается интерес именно к международному туризму. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.

    Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

1.     преобладание выездного туризма объясняется нежеланием  туристских фирм разработать схему  национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Всё это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;

2.     число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке;

3.     существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;

4.     из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;

5.     сохраняется тенденции убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;

6.     происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.

    Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию въездного туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.


3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития

    Тамбовская область является одним из привлекательных регионов для развития как въездного, так и выездного туризма, которые в совокупности представляют собой международный туристский рынок региона. Тамбов является одной из уникальных глубинок России. Его  неповторимая архитектура середины XIX века, купеческий центр, церкви и монастыри, создают особый облик провинциального городка. Историческое наследие Тамбова широко представлено в  Областной картинной галерее, Краеведческом музее, Дом - музее Г.В.Чечерина.

    В области  имеется достаточный потенциал для развития туристской отрасли, в сфере въездного туризма. Большое значение имеет географическое положение области, которая расположена в центральной части России и граничит на юге и юго-западе с Воронежской областью, на западе - с Липецкой областью, на севере - с Рязанской областью, на северо-востоке и востоке - с Пензенской областью, на востоке и юго-востоке - с Саратовской областью.  

    На территории Тамбовской области сосредоточены основные транспортные узлы: железнодорожные пути, направления Центр-Юг России, Центр-Поволжье-Урал; автомобильные дороги, в том числе федерального значения: Москва-Волгоград-Астрахань (расстояние от Москвы до Тамбова - 480 км.), Тамбов-Орел, Тамбов-Воронеж, Тамбов-Рязань;  авиасообщение, существует и действует Тамбовский аэропорт, способный обеспечивать чартерные рейсы. Парк подвижного состава транспортных средст тамбовской области крайне изношен. Приоритетным остается автомобильный вид сообщения, который составляет 60 % от всех видов перевозок. В западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских путешествий тяготеет к высокому  комфортабельному и скоростному транспорту: авиационному, скоростному железнодорожному и автомобильному транспорту.   

    Огромное значение для развития туризма в Тамбовской области имеют так же климатические и природные богатства региона.  Климат в Тамбовской области умеренно-континентальный, средняя температура января -11 градусов, средняя температура июля +20 градусов; количество осадков - около 500 мм в год. Тамбовская область располагает большими природными ресурсами. Лес (сосна, дуб, береза, осина, ольха, ясень) – основное богатство региона, часть которого охраняется государством. Что является важным для  создания хорошей базы для развития международного экотуризма.

    Уникальный историко-музейный комплекс, известен далеко за рубежом. Определенный интерес в этом смысле представляет сам Тамбов, в котором находятся следующие музеи строения – памятники культуры: Краеведческий музей, Дом-музей Г.В.Чечерина, Музей истории медицины, Народный музей образования, Комната-музей А.Н. Лодыгина, Кукольный театр, Драматический театр, Картинная галерея.

    Стало традицией проведение ежегодных международных конкурсов в Музей-усадьбе С.В. Рахманинова, проведение подобных мероприятий увеличивает  поток въездного туризма Тамбовской области. С 1982 года  и по настоящее время в Ивановке ежегодно проходят музыкальные фестивали имени С.В.Рахманинова. Конкурсанты - представители всех европейских государств. Проведение подобных мероприятий вызывает интерес мировой музыкальной общественности, что  стимулирует развитие международного туризма. Особый интерес международных туристов привлекает Музей-усадьба С.В. Рахманинова.  Однако въездной поток международных туристов ограничен из-за плохо развитого гостиничного хозяйства, предприятий питания и ограниченными возможностями транспортного сообщения села Ивановки с Тамбовом. Отсутствие  комплексной рекламно-информационной работы по созданию имиджа Музей-усадьба С.В. Рахманинова не дает возможности организовать и направить потоки международных туристов в данный комплекс. Развитие туристской индустрии  данного комплекса могло бы привести к очевидным позитивным результатам.

    Планируется открытие в Тамбове музея, посвященный одному литературному герою. Вернее, героине поэмы Лермонтова "Тамбовская казначейша". Музей разместится в доме, где жил прототип поэмы – губернский казначей, проигравший в карты заезжему бравому улану молодую и красивую жену Дуню. Местные краеведы считают, что необычный музей не только даст широкую панораму жизни губернского города прошлого века, но и привлечет массу романтически настроенных туристов.

    В настоящее время Тамбовская область не входит в десятку ведущих туристских регионов России. Из-за  неразвитой   инфраструктуры  туристского бизнеса и   соответствующей  подготовки профессиональных кадров в  международном туризме, обладающих знаниями  международного сервиса и финансирования. Решение данного рода проблем могло бы поспособствовать развитию в данном регионе въездного туризма. Один из факторов отсутствия  въездного потока туристов в Тамбовскую область является недостаток услуг.

    В Тамбовской области  можно развивать следующие виды туризма: развлекательный, так как существует много разнообразных баров, развлекательных центров, ресторанов и другие; поломнеческий, в связи с наличием  большого количества монастырей, церквей, соборов, храмов и святых мест; познавательный, в области находятся исторические места, музеи, и целые музейные комплексы; экстремальный туризм (в настоящий момент бюро молодежного международного туризма «Спутник-Тамбов» уже предоставляет туры Off-Road).

    Все эти новые направления развития для Тамбовской области международного туризма требуют тщательного рассмотрения поставщиков услуг. В настоящее время на Тамбов приходится  10 гостиниц. Конечно, не все из них можно классифицировать по установленным стандартам гостиничной индустрии. Многие из них нуждаются в срочной реконструкции. На одну тамбовскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гости­ницы) приходится 40 номеров на 78 мест. Жилая площадь одно­го номера составила в среднем 18,1 м2, причем в городской мест­ности - 18,1 м2 и в сельской местности - 18,8 м2. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в городе Тамбова. Муници­пальные и частные предприятия в основном имеют небольшие по размерам номерного фонда гостиницы. Муниципальные - при­мерно по 36 номеров на 66 мест каждая, а частные—24 номера на 53 места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.