Рефераты. Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Ценообразование - наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использование цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления.

В зависимости от области применения различают шесть основных видов цен. К ним относятся:

·        оптовые;

·        закупочные;

·        розничные;

·        сметные цены строительства;

·        тарифы на услуги;

·        мировые цены.

Так же можно выделить цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукции, приобретаемую у сельских товаропроизводителей. Закупочные цены, как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли. Оптовые цены применяются промышленными и другими предприятиями (организациями) для определения объема производства и реализации продукции и получения необходимой прибыли. Они используются, как правило, при реализации продукции между юридическими лицами. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости и прибыли:

Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль.

Существует так же оптовая цена промышленности, когда продукция реализуется через посредника (снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, организации, торговые базы). При этом посредники добавляют к оптовым ценам снабженческо-сбытовые наценки для покрытия всех своих расходов и получения необходимой прибыли.

Оптовая цена промышленности = Оптовая цена предприятия + Снабженческо-сбытовая наценка

В настоящее время многие виды товаров и услуг облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) суммируются, в результате получается оптовая (отпускная) цена.

Оптовая (отпускная) цена = Оптовая цена * НДС.

Отпускные – на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятием-изготовителем этой продукции.

Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населением. Розничная цена состоит из оптовой (отпускной цены) и торговой надбавки.

Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена + Торговая надбавка.

Торговая надбавка предназначена для покрытия расходов и получения необходимой прибыли в торговле.

Цены на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные и коммунальные. Тарифы установленные только на услуги производственного и непроизводственного характера. Например, пошив одежды, обуви, трикотажных изделий по заказам населения – это услуги производственного характера. Прокат товаров, услуги справочно-информационной службы, парикмахерских, носят непроизводственный характер. Тарифы на услуги, как и оптовые цены, состоят из себестоимости и прибыли.

Свободные цены устанавливаются по согласию сторон (сами фирмы, организации, предприятия, другие физические  и юридические лица) на основе спроса и предложения. В рыночных условиях широкое распространение получают свободные цены и тарифы.

Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

·        установление фиксированных цен и тарифов;

·        установление предельных цен и тарифов;

·        установление предельных коэффициентов изменения цен;

·        установление предельного уровня рентабельности.

Кроме того, можно выделить:

·        сопоставимые (неизменные);

·        проектные;

·         расчетные;

·        прогнозные;

·         плановые;

·        монопольные цены.

 В экономическом анализе, планировании и статистике, наряду с действующими фактическими ценами используют сопоставимые (неизменные) цены, использование которых вызвано естественными изменениями многих цен, процессами инфляции.

Проектные цены применяются в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг и т.д. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто устанавливается придельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными. В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены на монопольную продукцию (товары, услуги), устанавливаются монопольные цены (тарифы).

В зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называют биржевыми, аукционными, комиссионными ценами рынков.

Особую категорию представляют цены неофициального, так называемого «черного» рынка, т.е. цены запрещенных рынков.

В зависимости от времени продажи продукции товара выделяют сезонные цены на плодовоовощную продукцию, одежду, обувь осеннее - зимнего, весеннее - летнего ассортимента и т.д.

Все основные виды цен (оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства, мировые) могут выражаться в прочих видах цен. Так, сопоставимыми (неизменяемыми) ценами могут быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства и мировые.

Декларирование цен осуществляются путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, так же основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.

Местным органом властям разрешалось изменять эти коэффициенты.

С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе определенного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам.

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их хозяйственно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят:

·        газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа ( кроме реализуемого населению);

·        продукция ядерно-топливного назначения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.