Рефераты. Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Первый — это такие индексы, которые используются в перспек­тивном плане для увязки натуральных и стоимостных показате­лей. Суть этих индексов — наиболее полное отражение в плано­вых стоимостных показателях реальных экономических условий планового периода. Иными словами, стоимостные показатели в перспективном плане с помощью этих индексов планируются как бы в текущих ценах планового периода.

При определении индексов изменения оптовых цен вначале рассчитывается предполагаемое изменение цен в отдельных от­раслях только за счет внутренних факторов, т. е. не принимая во внимание возможные изменения цен в других отраслях. Затем Госкомцен СССР и Госплан СССР с помощью многопродукто­вых моделей определяют индексы изменения цен по отраслям, подотраслям и группам продукции с учетом внешних факторов (с учетом удешевлений и удорожаний материальных - ресурсов). Такие индексы используются в перспективном планировании для определения стоимостных показателей. Они применялись в на­шей стране в первые пятилетки, а также была сделана попытка их использования в девятой пятилетке, когда при составлении плана было утверждено около 100 плановых индексов изменения оптовых цен по отраслям, подотраслям и отдельным группам продукции.

Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем пересмотре оптовых цен для отражения в ценах внешних факторов (учет удешевлений и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, опреде­ленных в результате пересмотра цен.

Перспективное планирование цен, как правило, сопровождает­ся совершенствованием методологии ценообразования. В плани­руемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности (к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления на соцстрах и др.).

Методы определения себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире стали применяться нормативно-параметрические методы, все более ис­пользуются при калькулировании эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции, улучшено построе­ние прейскурантов и т. д.

Текущее планирование — это осуществление в основном в го­довых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных от­раслях, определению цен на новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за эффективность, качество и заводскую го­товность продукции. Текущее планирование цен более гибко по сравнению с перспективным планированием реагирует на изме­нение условий производства и потребления при реализации на­роднохозяйственных планов.

В текущем планировании значительное место отводится ча­стичным пересмотрам цен в отдельных отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика сохранения стабильных цен до конца пятилетки.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего пла­нирования цен тесно увязана с народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким обра­зом, планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного плана в стоимостном разрезе.

Разработка и внедрение надбавок к ценам на высокоэффек­тивную, качественную продукцию и скидок на устаревшую, низ­кокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен. Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели произ­водителей и потребителей, т. е. план не пересчитывается с уче­том надбавок (скидок). Но фактическое выполнение плана опре­деляется с учетом надбавок (скидок).

Следует отметить, что практически все формы текущего пла­нирования цен заранее предусматриваются при разработке теку­щих народнохозяйственных планов.

Наряду с текущим планированием цен используются и вне­плановые изменения цен в годовых планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необхо­димостью приведения плана к реальным условиям текущего пе­риода, если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.

Такие внеплановые изменения цен называются текущим регу­лированием цен. Если текущее регулирование цен связано с на­рушением дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие изменения не должны учитываться. Но они должны отразиться на фактических результатах хозяйственного звена, допу­стившего нарушение дисциплины цен,

Фонд текущего регулирования ценэто определенный цен­трализованный резерв денежных средств, предназначенный для ликвидации в плане последствий, вызванных непредусмотренным планом изменения цен. За счет этого фонда покрываются по­тери производителей в связи с изменением цен, не учтенных в хозяйственных и финансовых планах текущего н следующего за ним года.

Фонд текущего регулирования цен находится в распоряжении Государственного комитета СССР по ценам. Он является свое­образной формой увязки показателей плана. Наибольшее рас­пространение этот фонд имел в 70-х годах. К сожалению, в на­стоящее время его использование на практике сократилось.

 

3.3. Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений

 

Определение цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообра­зования зависит от типа рынка, на котором находится про­изводитель или поставщик товара.

Методология ценообразования основывается на использо­вании множества методов и только двух принципов ценообразования — рыночного и административного. Рыночное це­нообразование может осуществляться либо в условиях кон­куренции, либо в условиях действия монополии. От выбран­ного принципа будет зависеть метод ценообразования.

Методологию ценообразования можно изобразить следу­ющим образом:

 

 Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт) Методология ценообразования

 


 

 

 

 

В условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на кото­ром сталкиваются интересы многих продавцов и покупате­лей, цена, рассчитанная любым из методов, корректируется реальными условиями спроса и предложения. Причем откло­нения от первоначально рассчитанного уровня могут быть значительными.

Монополистические и олигополистические структуры рынка позволяют монопольным производителям устанавли­вать монопольные цены. Монопольные цены могут существен­но отклоняться от цены производства как в одну, так и в другую сторону.

Таким образом, выбор метода ценообразования зависит как от объективных, так и субъективных причин. К объек­тивным причинам относится цель, которую преследует про­изводитель данной продукции, изучение этих причин в со­вокупности позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.