Первый — это такие индексы, которые используются в перспективном плане для увязки натуральных и стоимостных показателей. Суть этих индексов — наиболее полное отражение в плановых стоимостных показателях реальных экономических условий планового периода. Иными словами, стоимостные показатели в перспективном плане с помощью этих индексов планируются как бы в текущих ценах планового периода.
При определении индексов изменения оптовых цен вначале рассчитывается предполагаемое изменение цен в отдельных отраслях только за счет внутренних факторов, т. е. не принимая во внимание возможные изменения цен в других отраслях. Затем Госкомцен СССР и Госплан СССР с помощью многопродуктовых моделей определяют индексы изменения цен по отраслям, подотраслям и группам продукции с учетом внешних факторов (с учетом удешевлений и удорожаний материальных - ресурсов). Такие индексы используются в перспективном планировании для определения стоимостных показателей. Они применялись в нашей стране в первые пятилетки, а также была сделана попытка их использования в девятой пятилетке, когда при составлении плана было утверждено около 100 плановых индексов изменения оптовых цен по отраслям, подотраслям и отдельным группам продукции.
Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем пересмотре оптовых цен для отражения в ценах внешних факторов (учет удешевлений и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, определенных в результате пересмотра цен.
Перспективное планирование цен, как правило, сопровождается совершенствованием методологии ценообразования. В планируемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности (к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления на соцстрах и др.).
Методы определения себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире стали применяться нормативно-параметрические методы, все более используются при калькулировании эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции, улучшено построение прейскурантов и т. д.
Текущее планирование — это осуществление в основном в годовых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных отраслях, определению цен на новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за эффективность, качество и заводскую готовность продукции. Текущее планирование цен более гибко по сравнению с перспективным планированием реагирует на изменение условий производства и потребления при реализации народнохозяйственных планов.
В текущем планировании значительное место отводится частичным пересмотрам цен в отдельных отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика сохранения стабильных цен до конца пятилетки.
Наиболее распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего планирования цен тесно увязана с народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким образом, планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного плана в стоимостном разрезе.
Разработка и внедрение надбавок к ценам на высокоэффективную, качественную продукцию и скидок на устаревшую, низкокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен. Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели производителей и потребителей, т. е. план не пересчитывается с учетом надбавок (скидок). Но фактическое выполнение плана определяется с учетом надбавок (скидок).
Следует отметить, что практически все формы текущего планирования цен заранее предусматриваются при разработке текущих народнохозяйственных планов.
Наряду с текущим планированием цен используются и внеплановые изменения цен в годовых планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необходимостью приведения плана к реальным условиям текущего периода, если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.
Такие внеплановые изменения цен называются текущим регулированием цен. Если текущее регулирование цен связано с нарушением дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие изменения не должны учитываться. Но они должны отразиться на фактических результатах хозяйственного звена, допустившего нарушение дисциплины цен,
Фонд текущего регулирования цен — это определенный централизованный резерв денежных средств, предназначенный для ликвидации в плане последствий, вызванных непредусмотренным планом изменения цен. За счет этого фонда покрываются потери производителей в связи с изменением цен, не учтенных в хозяйственных и финансовых планах текущего н следующего за ним года.
Фонд текущего регулирования цен находится в распоряжении Государственного комитета СССР по ценам. Он является своеобразной формой увязки показателей плана. Наибольшее распространение этот фонд имел в 70-х годах. К сожалению, в настоящее время его использование на практике сократилось.
3.3. Выбор метода ценообразования в условиях рыночных отношений
Определение цели ценообразования представляет собой один из этапов формирования цен. Выбор метода ценообразования зависит от типа рынка, на котором находится производитель или поставщик товара.
Методология ценообразования основывается на использовании множества методов и только двух принципов ценообразования — рыночного и административного. Рыночное ценообразование может осуществляться либо в условиях конкуренции, либо в условиях действия монополии. От выбранного принципа будет зависеть метод ценообразования.
Методологию ценообразования можно изобразить следующим образом:
Методология ценообразования
В условиях атомистического рынка, т.е. рынка, на котором сталкиваются интересы многих продавцов и покупателей, цена, рассчитанная любым из методов, корректируется реальными условиями спроса и предложения. Причем отклонения от первоначально рассчитанного уровня могут быть значительными.
Монополистические и олигополистические структуры рынка позволяют монопольным производителям устанавливать монопольные цены. Монопольные цены могут существенно отклоняться от цены производства как в одну, так и в другую сторону.
Таким образом, выбор метода ценообразования зависит как от объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам относится цель, которую преследует производитель данной продукции, изучение этих причин в совокупности позволяет выбрать наиболее оптимальный метод ценообразования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26