Рефераты. Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Как свидетельствуют приведенные данные, в России имеют место процессы высокой инфляции в условиях непрекращающегося спада производства, с  сохранением и периодическим обострением товарного дефицита и при устойчивом обесценивании рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам. Специфика российской гиперинфляции проявляется в следующих основ­ных признаках:

1. Действие факторов инфляции спроса относительно ослабло. Превышение платежеспособного спроса над объемом товаров и услуг, типичное для 1988-1991 гг., исчерпало себя ввиду огромного роста цен и вследствие обесценивания сбережений населения. В период 1992-1998 гг. ввиду жестких, хотя и колеблющихся, монетаристских ограничений рост денежной массы в России резко отставал и от роста цен, и от роста стоимостного объема товаров и услуг (с учетом их физического объема).

2.     В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые
относительно легко поддаются монетаристский ограничениям. В первую
очередь это относится к спирали «зарплата - цены». Действие этой спирали
обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен, В России
наблюдается диаметрально противоположная ситуация: заработная плита
(бюджетников), пенсии, пособия растут медленнее, чем цены.

3.     В той инфляции издержек, которая господствовала в инфляционных процессах России, преобладают мощные факторы, в малой степени поддающиеся хотя бы косвенному воздействию монетаристских ограничений, в том числе давлению быстро растущих цен: сверхмонополизация экономики; серьезные структурные диспропорции в экономике; разрыв хозяйственных связей в ре­зультате распада СЭВ и развала СССР и подрыва этих связей внутри самой России; суровые природно-климатические условия на значительной части рос­сийской территории; национально и социально-политическая нестабильность.

В этих условиях Правительство РФ вынуждено было принять жесткие меры.

Анализ антиинфляционной политики в России приводит к следующему вы­воду: наряду с использованием гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет снижения производ­ства, а за счет его реальной, стабилизации, оживления и подъема. Именно та­кой подход диктуется опытом Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денеж­ной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Исто­рия гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран, переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики — шоковой терапии и градуирования — осуще­ствляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране.

В связи с крупномасштабной девальвацией рубля в 1998г., связанной с нарушением равновесия всех основных показателей финансового рынка, Правительство РФ совместно с Центральным банком приняло ряд антикри­зисных мер. В частности, Центральный банк неоднократно увеличивал став­ку рефинансирования, отказался от поддержки рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ приняло программу реструктуризации го­сударственного долга. При формировании ориентиров по темпам инфляции в прогнозе на 1998-1999 гг. будут учтены условия, вызвавшие новый виток ин­фляции на потребительском рынке и на рынках товаров производственно -  технического назначения, инвестиционных товаров, а также в сфере рыночных и нерыночных услуг.

Динамика тарифов в сфере грузового транспорта будет складываться под воздействием правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях  - естественных монополиях. В 1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые перевозки, отпускные цены на газ, нефть и другие виды энергоресурсов, но их реальное изменение трудно осуществить.

Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потре­бительском рынке а 1998 и 1999 гг., является зависимость этого рынка от им­порта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры ми­рового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирова­ния рынка и цен становится необходимым.

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов насе­ления. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определя­ет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину уста­навливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзи­на устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особен­ностей потребления, основных социально-демографических групп населения.

Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Госу­дарственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обяза­тельным платежам и сборам.

Прожиточный минимум необходим при установлении минимального раз­мера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат граж­данам Российской Федерации.

Стоимость набора из 25 наименований продовольственных товаров в ценах марта 1999 г. в Санкт-Петербурге составила 570 руб., что на 3,0% больше, чем в феврале того же года, в области — 527,51 руб., что на 4,2% больше. Из 90 административных территорий России по стоимости этого набора Санкт-Петербург в марте занимал 19-е место. Ленинградская область — 37-е место.

 В табл. 2 приводится изменение стоимости набора из 25 основных про­дуктов питания, составляющих продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998 и 1999 гг, (в рас­чете на одного жителя).

Из непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подоро­жали ткани — на 36,8%, школьно-письменные товары — на 28,1, трикотаж — на 27,8, одежда и белье — на 22,2, моющие средства — на 21,5, чулочно-носоч­ные изделия — на 20,9, медикаменты — на 17,8, строительные товары — на 12,1, табачные изделия — на 11,4, электротовары — на 9,9, бензин — на 8,0, телерадиотовары — на 6.8%.

В Ленинградской области в большей степени подорожали трикотажные из­делия — на 35,4%, парфюмерно-косметические средства — на 32,4, ткани —на 32,1; галантерея — на25,1; моющие средства— на 22,2; одежда и белье — на 21,9; обувь — на 20,1; медикаменты — на 19,5; электротовары — на 15,4; стро­ительные материалы — на 7,6; бензин — на 6,1; табачные изделия — на 5,0%.

Таблица 2

 

 

Период времени

 

март 1998 г.

март 1999 г.    '

Москва

298,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.