В настоящее время действует Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», которым была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. В исполнении данного Указа издано одноименное постановление Правительством РФ от 7.03.95 №239, которым подписано не применять, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления:
· фиксированных цен;
· предельных цен, надбавок;
· предельного уровня рентабельности;
· декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
Данное правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.
3.2. Планирование цен
В условиях социалистической экономики процесс ценообразования приобретает плановый характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и соотношений цен на конкретные товары, группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.
Планирование цен — это плановое определение изменений уровня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде. Научная обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и основательно определены основные закономерности развития экономики в длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является прогнозирование цен.
Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное на учете действия основных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прогноз цен носит вероятностный характер. Прогнозирование цен служит необходимым этаном, предшествующим перспективному планированию цен.
Под перспективным планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на пятилетие или долгосрочный период.
Перспективное планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет, и долгосрочным— 10—15 лет.
Перспективное планирование цен включает разработку основных направлений совершенствования всей системы цен и отдельных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном периоде; совершенствование методологии ценообразования.
Известно, что цены должны соответствовать реальным условиям воспроизводства, действующему хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются, хозяйственный механизм постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим процессам. Но чтобы они соответствовали требованиям перспективного периода, и осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.
Одной из важных форм перспективного планирования является подготовка и проведение реформы цен.
Реформа цен — это изменение общей схемы (модели) построения цены в соответствии с принятой концепцией ценообразования. Она, как правило, осуществляется параллельно с существенным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В качестве одного из основных директивных показателей планирования и оценки деятельности предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как отношение прибыли П к стоимости производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это положение нашло отражение и в ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой цены выглядела как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.
Основной формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр цен предполагает плановое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ, обеспечения нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.
Как правило, на практике планируются в основном пересмотры оптовых цен. Перспективным планированием охватываются общие и частичные пересмотры оптовых цен. Общий пересмотр оптовых цен осуществляется по большинству групп родственных и взаимосвязанных отраслей. Частичный пересмотр — это, обычно, изменение цен по отдельным отраслям или прейскурантам.
В результате пересмотров цен не происходит изменения общей схемы (формулы) построения цены, а осуществляется лишь изменение уровня, соотношений и структуры цен, т. е. имеет место лишь количественное изменение цен.
При планировании пересмотров оптовых цен можно выделить следующие этапы: разработка критериев необходимости планового изменения цен посредством их пересмотров; формирование основных требований к пересмотру цен; определение содержания пересмотров оптовых цен; разработка наиболее оптимальной организации пересмотров.
Общие пересмотры оптовых цен имеют целый ряд преимуществ перед частичными. Во-первых, они позволяют создать систему цен, наиболее соответствующую реальным экономическим условиям производителей и потребителей. Во-вторых, при планировании общих пересмотров оптовых цен возможно более широко внедрить новые, прогрессивные методы ценообразования. В-третьих, общие пересмотры оптовых цен позволяют своевременно отразить изменения цен в планах развития народного хозяйства на всех уровнях управления.
Планирование проведения общего пересмотра оптовых цен следует осуществлять при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) в случае существенного обновления номенклатуры продукции (не менее 40—50 v; от имеющейся в действующих прейскурантах);
2) при предусмотренном в плане пересмотре стандартов и технических условий по продукции большинства родственных и взаимосвязанных отраслей;
3) при плановом изменении методов определения норматив ной рентабельности групп продукции и конкретных изделий;
4) в случае существенного отклонения планируемого уровня рентабельности от нормативного.
Как уже отмечалось, общие пересмотры оптовых цен нецелесообразно планировать чаще одного раза в пятилетие.
Важным элементом перспективного планирования является расчет плановых индексов изменения цен в' перспективном периоде. В зависимости от назначения плановые индексы изменения цен подразделяются на два вида.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26