Рефераты. Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», которым была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. В исполнении данного Указа издано одноименное постановление Правительством РФ от 7.03.95 №239, которым подписано не применять, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления:

·                    фиксированных цен;

·                    предельных цен, надбавок;

·                    предельного уровня рентабельности;

·                    декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.

Данное правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию согласно перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.

 

 

3.2. Планирование цен

 

В условиях социалистической экономики процесс ценообразо­вания приобретает плановый характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и соотношений цен на конкрет­ные товары, группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.

Планирование цен — это плановое определение изменений уров­ня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде. Науч­ная обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и основательно определены основные законо­мерности развития экономики в длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является про­гнозирование цен.

Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное на учете действия основ­ных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прог­ноз цен носит вероятностный характер. Прогнозирование цен слу­жит необходимым этаном, предшествующим перспективному пла­нированию цен.

Под перспективным планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на пятилетие или долгосрочный период.

Перспективное планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет, и долгосрочным— 10—15 лет.

Перспективное планирование цен включает разработку основ­ных направлений совершенствования всей системы цен и отдель­ных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном периоде; совершенст­вование методологии ценообразования.

Известно, что цены должны соответствовать реальным усло­виям воспроизводства, действующему хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются, хозяйственный механизм постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим процессам. Но чтобы они соответствовали тре­бованиям перспективного периода, и осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.

Одной из важных форм перспективного планирования являет­ся подготовка и проведение реформы цен.

Реформа цен — это изменение общей схемы (модели) постро­ения цены в соответствии с принятой концепцией ценообразова­ния. Она, как правило, осуществляется параллельно с существен­ным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В ка­честве одного из основных директивных показателей планирова­ния и оценки деятельности предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как отношение прибыли П к стоимости производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это по­ложение нашло отражение и в ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой це­ны выглядела как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.

Основной формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр цен предполагает пла­новое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ, обеспече­ния нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.

Как правило, на практике планируются в основном пересмот­ры оптовых цен. Перспективным планированием охватываются об­щие и частичные пересмотры оптовых цен. Общий пересмотр оп­товых цен осуществляется по большинству групп родственных и взаимосвязанных отраслей. Частичный пересмотр — это, обыч­но, изменение цен по отдельным отраслям или прейскурантам.

В результате пересмотров цен не происходит изменения общей схемы (формулы) построения цены, а осуществляется лишь изме­нение уровня, соотношений и структуры цен, т. е. имеет место лишь количественное изменение цен.

При планировании пересмотров оптовых цен можно выделить следующие этапы: разработка критериев необходимости планово­го изменения цен посредством их пересмотров; формирование основных требований к пересмотру цен; определение содержания пересмотров оптовых цен; разработка наиболее оптимальной орга­низации пересмотров.

Общие пересмотры оптовых цен имеют целый ряд преиму­ществ перед частичными. Во-первых, они позволяют создать си­стему цен, наиболее соответствующую реальным экономическим условиям производителей и потребителей. Во-вторых, при плани­ровании общих пересмотров оптовых цен возможно более широ­ко внедрить новые, прогрессивные методы ценообразования. В-третьих, общие пересмотры оптовых цен позволяют своевремен­но отразить изменения цен в планах развития народного хозяй­ства на всех уровнях управления.

Планирование проведения общего пересмотра оптовых цен следует осуществлять при наличии хотя бы одного из следую­щих условий:

1) в случае существенного обновления номенклатуры продук­ции (не менее 40—50 v; от имеющейся в действующих прейску­рантах);

2) при предусмотренном в плане пересмотре стандартов и технических условий по продукции большинства родственных и взаимосвязанных отраслей;

3)    при  плановом  изменении  методов  определения   норматив­
ной рентабельности групп продукции и конкретных изделий;

4)          в случае  существенного отклонения  планируемого уровня
рентабельности от нормативного.

Как уже отмечалось, общие пересмотры оптовых цен нецеле­сообразно планировать чаще одного раза в пятилетие.

Важным элементом перспективного планирования является расчет плановых индексов изменения цен в' перспективном пе­риоде. В зависимости от назначения плановые индексы измене­ния цен подразделяются на два вида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.