Метод ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь определяется формами и методами конкурентной борьбы.
Рыночная стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства совокупной стоимости, соответственно приходящейся на единицу потребительной стоимости. Эта стоимость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соответствие рыночной стоимости единицы товара массе затрат труда есть лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция — это межфирменная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Если рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет соотношение спроса и предложения. Когда речь идет о борьбе за платежеспособный спрос или потребности производства, мы имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.
Таким образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.
Спрос определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена образуется в результате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества продавцов и покупателей на рынке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:
· чистая конкуренция;
· чистая монополия;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия.
Зная тип рынка, можно выбрать соответствующую стратегию, метод ценообразования и определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность продавцов и покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не оказывает влияния на уровень текущих цен. При рынке чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способности регулирования цены, а лишь приспосабливается. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная фирма, совершенно неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производящих продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.
Вторая модель — чистая монополия — ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один продавец. Кривая спроса не будучи абсолютно эластичной, является нисходящей. Монополист может увеличивать прибыль, не снижая объем продаж. Рынок монополистической конкуренции — это рынок продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в различных диапазонах цен. Цена превышает предельные и минимальные средние валовые издержки. Покупатели не получают продукт по наименьшей цене. Кривая фирмы является высокоэластичной. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированный продукт. Дифференциация является основой создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
Олигополистический рынок. На данном рынке спрос на некоторый товар представлен множеством самостоятельных покупателей, а на стороне предложения выступают не монополист и не большое число предприятий, а лишь несколько крупных фирм. Характерной особенностью данной ситуации является то, что здесь каждый производитель при выборе своей хозяйственной тактики должен учитывать стратегию конкурента и быстро реагировать на ее изменения.
Выделяются пять основных методов ценообразования, которые применяются в зависимости от цели и положения на рынке.
1. Договорное ценообразование по принципу "средние издержки + прибыль".
Основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость товара.
Чем объясняется популярность метода?
Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.
Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
В-третьих, этот метод более справедлив по отношению и к покупателям, и к продавцам. По этому принципу покупатель обычно оговаривает с продавцом привилегию проверки того, как сформировалась цена. А именно: покупатель получает право проверять калькуляционную ведомость контракта.
Однако этот метод отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени на рыночный спрос.
Существует два варианта этого метода; с использованием полных и с использованием продельных издержек производства.
Метод полных затрат полнее всего учитывает цену производства, он основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции.
Недостаток этого метода:
1. Не принимается во внимание фактор спроса на товар, поэтому он может быть не продан из-за слишком высоких цен.
2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным.
При расчете цены методом предельных издержек учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод привносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа.
Он может быть использован при планировании и контролировании прибыльности. Предполагается, что косвенные и условно-переменные затраты практически неизменны ни при производстве нового продукта, ни при изменении объема.
Следовательно, чем выше разница между ценой (выручкой от реализации) и переменными затрат, тем более рентабельно производство.
Этот метод основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода). Эта стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идет на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.
Данный метод может быть использован при выборе оптимальной производственной программы, в условиях неблагоприятной конкурентной среды, при проникновении на новый рынок, при распределении прибыли на крупном предприятии.
Прибыль при использовании метода "средние издержки + прибыль" зависит от рентабельности:
Ц = И +
где Ц — цена,
И — издержки производства (полные или предельные в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26