Рефераты. Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Метод ценообразования зависит от структуры или типа рынка, который в свою очередь определяется формами и ме­тодами конкурентной борьбы.

Рыночная стоимость товара есть его общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства совокупной стоимости, соответственно при­ходящейся на единицу потребительной стоимости. Эта сто­имость выражает действительную среднюю отраслевую производительность труда. Математически точное соот­ветствие рыночной стоимости единицы товара массе зат­рат труда есть лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни это осуществляется в процессе внутриотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это межфирмен­ная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Если рассматривать цену с качественной стороны, она является формой стоимости товара. На количественное отклонение цены от стоимости товара влияет соотноше­ние спроса и предложения. Когда речь идет о борьбе за платежеспособный спрос или потребности производства, мы имеем дело с функциональной или межотраслевой конкуренцией. В этом случае в конкурентную борьбу вклю­чаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности.

Таким образом, результат межотраслевой конкуренции – цена производства.

Спрос определяет степень отклонения рыночных цен от рыночных стоимостей. Рыночная цена образуется в резуль­тате взаимодействия конкурентов, соотношения спроса и предложения, количества продавцов и покупателей на рын­ке. В зависимости от этого различают следующие основные модели рынка:

·   чистая конкуренция;

·   чистая монополия;

·   монополистическая конкуренция;  

·   олигополия.

Зная тип рынка, можно выбрать соответствующую страте­гию, метод ценообразования и определить способы влияния на пену. В условиях чистой конкуренции совокупность про­давцов и покупателей совершает сделки со схожим товарным продуктом, ни один отдельный представитель рынка не ока­зывает влияния на уровень текущих цен. При рынке чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, способнос­ти регулирования цены, а лишь приспосабливается. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная фирма, совершен­но неэластична. Для отрасли, т.е. для всех фирм, производя­щих продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на продукт. Рынок чистой конкуренции предполагает ориентацию на средние рыночные цены товаров данного рода.

Вторая модель — чистая монополия — ситуация, когда на конкретном товарном рынке выступает всего один прода­вец. Кривая спроса не будучи абсолютно эластичной, являет­ся нисходящей. Монополист может увеличивать прибыль, не снижая объем продаж. Рынок монополистической конкурен­ции — это рынок продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в различных диапазонах цен. Цена превышает предельные и минимальные средние вало­вые издержки. Покупатели не получают продукт по наимень­шей цене. Кривая фирмы является высокоэластичной. Мо­нополистическая конкуренция характеризуется сравнитель­но большим числом продавцов, которые производят диффе­ренцированный продукт. Дифференциация является основой создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической кон­куренцией довольно простое.

Олигополистический рынок. На данном рынке спрос на некоторый товар представлен множеством самостоятельных покупателей, а на стороне предложения выступают не мо­нополист и не большое число предприятий, а лишь несколь­ко крупных фирм. Характерной особенностью данной ситуации является то, что здесь каждый производитель при выборе своей хозяйственной тактики должен учитывать стратегию конкурента и быстро реагировать на ее измене­ния.

Выделяются пять основных методов ценообразования, которые применяются в зависимости от цели и положения на рынке.

1. Договорное ценообразование по принципу "средние издержки + прибыль".

Основывается на начислении стандартной наценки на се­бестоимость товара.

Чем объясняется популярность метода?

Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.

Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы от­расли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому цено­вая конкуренция сводится к минимуму.

В-третьих, этот метод более справедлив по отношению и к покупателям, и к продавцам. По этому принципу покупатель обычно оговаривает с продавцом привилегию проверки того, как сформировалась цена. А именно: покупатель получает право проверять калькуляционную ведомость контракта.

Однако этот метод отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени на рыночный спрос.

Существует два варианта этого метода; с использованием полных и с использованием продельных издержек производ­ства.

Метод полных затрат полнее всего учитывает цену производства, он основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции.

Недостаток этого метода:

1. Не принимается во внимание фактор спроса на товар,
поэтому он может быть не продан из-за слишком высоких цен.

2.      Любой метод отнесения на себестоимость товара посто­янных расходов является произвольным.

При расчете цены методом предельных издержек учиты­ваются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод привносит в процесс ценообразования элементы экономичес­кого анализа.

Он может быть использован при планировании и контро­лировании прибыльности. Предполагается, что косвенные и условно-переменные затраты практически неизменны ни при производстве нового продукта, ни при изменении объема.

Следовательно, чем выше разница между ценой (выруч­кой от реализации) и переменными затрат, тем более рента­бельно производство.

Этот метод основан на использовании принципа добавлен­ной стоимости (маржинального дохода). Эта стоимость оп­ределяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идет на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.

Данный метод может быть использован при выборе опти­мальной производственной программы, в условиях неблагоп­риятной конкурентной среды, при проникновении на новый рынок, при распределении прибыли на крупном предприя­тии.

Прибыль при использовании метода "средние издержки + прибыль" зависит от рентабельности:

Ц = И +  Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

где   Ц — цена,

         И — издержки производства (полные или предельные в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.